3.Репрессии-священник Михаил Петрович Алефиренко
В сентябре прошлого года в Саратовской митрополии было создано православное историческое общество «Возрождение» — в него вошли потомки репрессированных священнослужителей и пострадавших за веру мирян. Восстанавливать память о предках, не дать нам забыть об их страдании и подвиге — еще и для того, может быть, чтобы мы поняли, насколько нам по сравнению с ними легко и как велик, соответственно, наш долг — вот в чем эти люди увидели свою задачу. Сегодня мы публикуем рассказ одного из самых молодых членов «Возрождения» Евгения Проклова — он разыскал все, что смог, о своем родственнике, иерее Михаиле Алефиренко.
В меру своих скромных сил я составил повествование о своем прапрадеде, священнике Михаиле Алефиренко; моя бабушка, Антонина Алексеевна Гайворонская, рассказывала мне, что дед пострадал за веру христианскую. Ей на момент смерти отца Михаила было всего 12 лет, и она лишь немногое могла поведать о нем. Говорила, что наши дальние родственники, приезжая из других городов, почитают батюшку как святого, считают своим долгом посетить его могилу, открывают ему там свои горести… А что скупо сообщат нам сухие строки уголовного дела из архива УФСБ? Как передать тяжесть того пресса, давившего людей в конце 20-х годов прошлого века?
Михаил Петрович Алефиренко родился в ноябре 1870 года в украинской крестьянской семье в Покровской слободе. Много там жило солевозов, а еще больше было хлеборобов и земледельцев. Поселение потихоньку росло и к 1914 году стало городом Покровском. До революции будущий батюшка занимался землепашеством. У Эльтонского тракта, где сейчас находится поселок Пробуждение, у его семьи было поле, на котором они выращивали овощи, пшеницу и другие зерновые. Держали несколько коров, лошадей и овец, в общем, трудились от души; семья была большая и дружная. В русской печи пекли душистый хлеб на дрожжах из хмеля, из коровьего молока пахтали вкусное масло. Дом у семьи Алефиренко, как и у тех, кто жил рядом с ними, был сложен необычным для наших современников способом — из самана. Смесь навоза, глины и соломы утаптывал копытами конь, потом эту массу рубили на блоки топором, после чего они высушивались на солнце и использовались как стройматериал. После постройки хаты обмазывали глиной снаружи и внутри, затем белили; крыши покрывали снопами из травы или приозёрного камыша.
Через несколько лет после революции Михаил Алефиренко стал служить по духовной линии. Такое решение говорит о мужественном характере и любви к Богу, поскольку государство тогда обрушивало на духовных пастырей и тюрьмы, и высылки, и расстрелы. Учился ли отец Михаил в Саратовской семинарии, точно неизвестно — та была закрыта в 1918 году, а в анкете, в графе «образование», батюшка написал «сельская школа». В сан священника он был рукоположен в 1924 году в Москве. После закрытия семинарий епископы рукополагали простых прихожан, лишь бы они были грамотны, знали церковнославянский язык и могли запомнить ход богослужения. Арестованных диаконов и священников надо было кем-то заменить. Возможно, Михаил Алефиренко был одним из таких людей. Внучка Михаила Петровича Алефиренко, моя бабушка, вспоминала, что дома у деда хранилось множество церковных книг, которые он перед смертью передал саратовскому Свято-Троицкому собору.
В начале 1920-х годов в Покровске еще был слышен тихий и торжественный колокольный звон. Благодатные Таинства питали многие души. И как ароматный фимиам в лучах солнечного света, поднимались молитвы верующих на богослужениях. В живописном центре города, там, где теперь памятник Калинину и детсад, красовалась церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Если б мы тогда прошли от нее по улице Покровской (теперь Ленина) по направлению к вокзалу, то полюбовались бы и Крестовоздвиженской, и Петропавловской церковью. На этой улице, кстати, и жил отец Михаил — в доме № 75. А еще на горе у кладбища на Полиграфической в то время высилась Александро-Невская церковь, а на перекрестке улиц Рабочей и Телеграфной стоял прекрасный храм в честь Вознесения Господня. Простите за обилие географии — хочется, чтобы мои земляки представили их расположение.
В 1929 году большевистские газеты обрушили свой гнев на храмы и церковнослужителей. Требовали прекратить звон, колокола снять и переплавить, церкви отдать под клубы, больницы и школы. Горькое время. Из шести храмов Покровска уцелел лишь Свято-Троицкий, с которого сняли кресты и купола и превратили в библиотеку. Старожилы утверждали, что над руинами взорванного Покровского храма несколько дней были слышны стоны и плач — будто Богородица оплакивала безумие несчастных людей, разрушавших святыни.
И вот в эти годы по какому-то навету одиннадцать покровчан вместе с батюшкой Михаилом были арестованы. Обвинили их в том, что якобы «эти кулаки создали группировку для организованного сопротивления мероприятиям советской власти путем агитации среди населения». Людей, зарабатывающих на жизнь трудом, и трудом нелегким, пахотой и скотоводством, тогда запросто можно было обозвать кулаками и вредными элементами. На допросе священник Михаил Алефиренко держался достойно, сказал, что никого сам не агитировал, дружбы не имел, от других не слышал агитации против мероприятий властей. И писать подробно, кто и что говорил по вопросу классового и земельного устройства, отказывается. В январе 1930 года Тройка ОГПУ приговорила его к высылке в далекий Северный край на три года, плюс еще три долгих года ему было запрещено проживать в Нижне-Волжском крае. Имущество конфисковали «до трудовых норм». Точное место высылки, город, в деле не указали, родственники говорили о Воркуте.
Во время войны сын священника, Алексей Михайлович, получив бронь, работал молотобойцем в кузнице паровозного депо. Огороды выручали в те трудные годы многих, и железнодорожникам выделили земельные участки в лесу за речкой Став. Там же собирали съедобные травы, грибы и ягоды. Сноха священника — Александра Николаевна Алефиренко (девичья фамилия Комарь) — трудилась на укладке снарядов в ящики на заводе имени Урицкого. Потом ее призвали рыть окопы под Сталинградом. И отец Михаил, возвратившийся уже тогда из ссылки, был за няньку у малых внучек. Варил им овощи с огорода да затируху из муки — это была основная пища в то голодное время. Своей заботой, добротой и теплом он запомнился им на всю жизнь. Родные очень уважали батюшку.
Старшие дети священника были взрослыми, жили отдельно от него на момент ареста, и их репрессии не коснулись. Но, как рассказывали родственники, матушку, его любимую Пелагею Григорьевну, выслали с тремя детьми-подростками в город Караганду, в Казахстан. Жестоко разлучили семью. Из Казахстана Пелагея Григорьевна уже не вернулась. Заболев тифом, она и один из ее детей отдали там Богу душу. Старшая дочь батюшки Михаила, Вера, ездила туда за оставшимися детьми Василием и Иваном, которых нелегально, без документов, привезла домой. Совсем еще молодыми они были призваны в армию и воевали.
Однако в военные годы власть смягчила свое отношение к Церкви, и отец Михаил смог вернуться к священническому служению. Его внучка — моя, как уже сказано, бабушка — вспоминает, что батюшка ездил служить вдвоем с псаломщиком Вразовским по вверенным ему окрестным селам. По всей видимости, она имела в виду Безымянку и Квасниковку — самые ближайшие окрестности. По просьбе людей исполнял он требы и на дому. Крестить ли кого надо было, исповедовать или венчать — для каждого находил внимание и доброе слово. А через Таинства, совершаемые православными священниками, Сам Господь изливал благодать в сердца людей. Эта благодать содействовала людям, помогала им стойко терпеть скорби и жизненные трудности, помогала творить добрые дела и отвращала от злых.
Пелагею Григорьевну, которая родила двенадцать детей, отец Михаил очень любил, жалел и молился за нее. Разлучила их власть земная, но верю, что в Царстве Небесном они вместе. Как и другие верные венчанные супруги. Батюшка попросил, чтобы газетный сверток с ее волосами положили в его могилу, и поэтому на кресте, установленном на Воскресенском кладбище, вместе с фотографией иерея есть и их общее фото.
Умер батюшка после службы в Троицком соборе Саратова, куда было собрано духовенство Покровска и Саратова на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, 7 апреля 1949 года. На похоронах повозка с его телом, сопровождаемая священниками и большой массой народа, проследовала до Воскресенского кладбища, где его предали земле. В 1989 году решением Президиума Верховного Совета СССР священник Михаил Алефиренко был реабилитирован.
Я старался нарисовать его портрет, но у меня, конечно, получился только набросок: слишком мало сведений удалось получить. В моих поисках мне помогло общество потомков репрессированных священнослужителей. Надеюсь, что на эту публикацию откликнутся дальние родственники или родственники тех, кто знал отца Михаила, и дополнят мой рассказ.
-
Священник Алефиренко Михаил Петрович
Священник Алефиренко Михаил Петрович с внучками Антониной и Верой
Священник Алефиренко Михаил Петрович с матушкой Пелагеей Григорьевной -
- Духовная Семинария
- Служение
- Саратовская о. (АССР Немцев Поволжья), г.Покровск
священник
- Саратовская о., (АССР Немцев Поволжья), г.Покровск, ул.Ленина, 75
Был женат. Супруга — Пелагея Григорьевна. В семье родилось 12 человек детей.
Из них в раннем возрасте умерли двое. Известно, что были сыновья Алексей,
Василий, Иван, дочь Вера (старшая).
Когда стали закрывать храмы, то о.Михаил стал крестить и венчать у себя на дому
- Саратовская о., г.Покровск (Энгельс)
Год ареста 1929
День ареста 16
Месяц ареста 12
Обвинение при аресте "антисоветская агитация"
Арестован ОГПУ АССР Немцев Поволжья
- тройка при ПП ОГПУ по Нижне-Волжскому краю
25/01/1930
Обвинение "участник кулацкой группы, контрреволюционная и антиколхозная агитация"
Статья ст.58–10,59–7 УК РСФСР
Приговор 3 года ссылки в Севкрай, считая с 16.12.1929г. с запрещением на 3 г. по отбытии срока - проживать в Нижне-Волжском крае, конфискация имущества до трудовых норм
- Дело N ОФ-23411.
Из обвинения:
"Входил в кулацкую группу, проводил контрреволюционную агитацию против
мероприятий Советской власти и коллективизации...".
О.Михаил виновным себя не признал, показал:
"Ни сам лично не агитировал, ни от кого другого не слышал разговоров
против мероприятий Советской власти.
Служил Богу, выезжал по вверенным ему селам служить вместе с псаломщиком
Вразовским... ".
Матушку Пелагею Григорьевну с тремя детьми подростками (Василием, Иваном и еще
одним, который там умер) выслали в Караганду (Казахстан), где она умерла от тифа.
О.Михаила сослали в Северный край, разлучив с семьей
- Северный край
Год начала 1930
Был освобожден
- Саратовская о., г.Покровск (Энгельс)
священник
Год окончания 1949
День окончания 7
Месяц окончания 4
К 1943г. вернулся в Покровск. Служил в Покровске.
Помимо Покровска, который был тогда небольшим, о.Михаил служил в селах Безымянка,
Квасниковка.
Многие с теплотой вспоминают его простоту в обращении, доброту и отзывчивость
- Саратовская о., Ленина, 75
Год окончания 1949
День окончания 7
Месяц окончания 4
О.Михаил проживал с внучками на ул.Ленина, д.75, а прописан был на ул.Камышинская, д.37.
Сын его, Алексей Михайлович, работал в кузнице в паровозном депо, а сноху,
Александру Николаевну Алефиренко (в девичестве Комарь) направили копать окопы
под Сталинградом. В то время о.Михаил нянчил своих внучек.
По воспоминаниям внучек, "батюшка заботился о них, варил овощи с огорода, затируху
из муки, — время было голодное".
Дома у него было много книг на церковно-славянском языке, которые он
незадолго до смерти передал храму у Волги в Саратове
- Саратовская о. (АССР Немцев Поволжья), г.Покровск
- 1949
День 7
Месяц 4
Место Саратов
Место захоронения Саратов, Воскресенское кладбище
7 апреля 1949г. на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы духовенство
Саратовской епархии было собрано в Троицком соборе Саратова. Во время службы
о.Михаил почувствовал, что ему плохо с сердцем, вышел подышать в сквер храма
и там отдал Богу свою добрую душу.
Был отпет и похоронен на Воскресенском кладбище.
О.Михаил очень любил матушку Пелагею Григорьевну и просил, чтобы медальон с ее
волосами положили к нему в могилу, что и было сделано - Дата 13/04/1989
Кем реабилитирован Саратовский облсуд
По году репрессий 1930 - 1 Гайворонская Антонина Алексеевна
внучка
2 Проклов Евгений Аркадьевич
праправнук - Списки репрессированных мирян и духовенства Русской Православной Церкви по Саратовской епархии
Год рождения 1870
Месяц рождения 11
Место рождения Саратовская губ., г.Покровск (Энгельс)
священник
Алиференко М.П., в протоколе же допроса сам о.Михаил показал, что он Алефиренко.
Украинец. Из крестьянской семьи. До 1917г. занимался землепашеством.
В городе Покровске (Энгельсе) по Эльтонскому тракту, где сейчас
поселок "Пробуждение", его семья имела землю, которую они сами на лошадях пахали,
засевали пшеницей, овощами, держали коров и овец
(*) Биографический справочник "За Христа пострадавшие", ПСТГУ, М. 1997г., 698с.
Назад к списку