Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы г.Покровск п.Анисовка - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Вопросы батюшке

Исполнить всякую правду
 

Как быть, если рядом во время службы кто-то шепчется? Можно ли сказать священнику «здравствуйте» без целования руки? Правильно ли называть незнакомую женщину в церкви «матушкой»? На эти и другие вопросы отвечают священники храмов Саратовской епархии.

Почему верующие целуют иконы, а потом прикладываются к ним лбом?

Отвечает протоиерей Димитрий Полохов, настоятель Казанского храма г. Саратова:

— Иконы почитаются христианами с древних времен, о чем существует множество исторических и святоотеческих свидетельств. На VII Вселенском Соборе была обоснована и подтверждена древняя традиция почитания хрис­тианских святынь, которая имеет ветхозаветные корни. Так, Ковчег Завета и Жертвенник всесожжения называются в Ветхом Завете «святыней великой», и говорится, что все, прикасающееся к ним, освятится (Исх. 30, 29).

В вероопределении VII Вселенского Собора говорится о том, что наши уважение и любовь к Богу, Божией Матери, Ангелам, святым внешне проявляются, в том числе, через почитание святых образов: поставление свечей перед ними, воскурение ладана и целование. Само слово «икона» с греческого переводится как «образ». «Ибо честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней».

Прикладываясь к иконе устами, мы просим Господа (по молитвам святого угодника, если на иконе изображен святой) просветить наши чувства, а когда прикладываемся лбом, просим просветить наш ум. Кроме того, целование иконы есть своего рода приветствие изображенному на ней святому, а касание лбом — знак особого уважения к его личности. Возможно, это отголосок древней восточной традиции, когда во время приветствия самому старшему и уважаемому члену семьи было принято не только целовать руку, но и прикладывать ее к своему лбу.

Какого-то строгого правила относительно того, как именно прикладываться к иконе — только целовать ее или еще прикладываться лбом — не существует. Нельзя уподобляться обличаемым в Евангелии фарисеям и составлять строжайшие инструкции по всем нюансам поведения в храме, а тем более — обличать «невежд в законе». Если мы не прикоснемся к образу лбом, то никакого нарушения не совершим. А во время летней жары, когда лоб мокрый от пота, лучше, наверное, намеренно воздержаться от прикосновения им к иконе — так мы не принесем смущения нашим ближним, которые тоже захотят ее поцеловать.

Можно ли на службе подпевать хору?

Отвечает священник Сергий Кузин, настоятель храма святой великомученицы Екатерины г. Саратова:

— В древний период в христианских храмах тексты молитв исполняли все пришедшие на богослужение. С течением времени в церквях появляются хоры, а прихожане внимают пению и чтению «про себя». Лишь некоторые известные песнопения традиционно исполняются всем приходом. К таким песнопениям на всенощном бдении можно отнести следующие: тропарь на литии (по большим праздникам), «Богородице Дево, радуйся», «Воскресение Христово видевше» (по воскресным дням). Иногда прихожане подпевают песнь Богородицы «Величит душа моя Господа». На Литургии весь храм поет «Символ веры» и молитву «Отче наш». Порой в храме по сложившейся местной традиции исполняются вместе с прихожанами и некоторые другие песнопения — например, 50‑й псалом. В своем желании подпеть хору человеку лучше ориентироваться на эту традицию, не пытаясь петь другие произведения, даже если они знакомы, так как это может помешать и молящимся, и певчим. Если же есть желание петь на службе больше, стоит обратиться в любительский церковный хор — занятия церковным пением для прихожан организованы при многих храмах.

Можно ли во время службы, если чувствуешь в себе такую потребность, постоять на коленях?

Отвечает священник Антоний Давиденко, настоятель храма святителя Иоанна Златоуста г. Саратова:

— Христианское богослужение очень символично. Оно отражает в себе те основные свойства, которыми обладает Церковь: единство, соборность и прочие. Каждый год Церковь в определенном порядке совершает богослужения, посвященные воспоминанию основных событий, имеющих непреходящее значение в деле домостроительства нашего спасения. В связи с этим весь богослужебный год можно разделить на периоды, каждый из которых имеет свойственный только ему богословский смысл. Это отражено и в церковном уставе, в котором, в частности, есть разграничение: когда можно вставать на колени, а когда этого делать не стоит. Например, в период Великого поста совершается много коленопреклонений, а в период от Пасхи до Троицы, воскресные дни и двунадесятые праздники они отменяются совсем. Как писал святитель Афанасий (Сахаров), «коленопреклонение знаменует рабское состояние и наше падение. В воскресные же дни и в великие праздники мы славим Господа за наше спасение и, как бы забывая о грехе, отчуждившем нас от Бога, с сыновним дерзновением, стоя прямо, открытым лицом взирая на Него, вопием: “Авва, Отче!”».

Церковь ни в коем случае не пытается стереть границы личности и сделать из всех молящихся одноликую серую массу. И запретить встать на колени в храме никто человеку не может. Но христианин, молящийся соборно, то есть за общим богослужением, должен понимать, что он является членом Церкви, которая в данный момент вспоминает конкретные события, и что в богослужении, на котором он присутствует, есть определенный духовный настрой. И важно не быть в стороне от этого, не ставить свои личные чувствования выше всего, что происходит вокруг, не обособляться от общего ликования или, напротив, скорбного и покаянного чувства. Помолиться на коленях в храме можно и тогда, когда это не предполагается уставом, но лучше сделать это во внебогослужебное время.

Как правильно обращаться к незнакомым мужчинам и женщинам в храме?

Отвечает священник Сергий Протасов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Петровска:

— В православной среде употребляются сердечные обращения: «сестра» — к девушкам, «матушка» — к замужним женщинам. К юноше, молодому мужчине можно обратиться со словом «брат», к более старшим по возрасту — «отец», в знак особого уважения. При этом совершенно неправильным является фамильярное «папаша».

В принципе можно использовать и традиционное для дореволюционной России обращение «господин», «госпожа» — оно тоже выражает уважение и напоминает всем нам, что каждого человека надо почитать, поскольку он несет в себе образ Господа. Но надо учитывать, что в наши дни это обращение уже не столь естественно для людей и более официально, чем перечисленные выше.

К священнику обращаются только со словом «отец» в сочетании с именем, либо «отче», «батюшка» без имени. При этом часто употребляемое нецерковными людьми обращение «святой отец» в Православии не принято.

В храме не приняты обращения «женщина», «гражданин» или «гражданка». Еще хуже вызывающе-пренебрежительное «эй, ты!» или просто «эй!». Лучше уж просто обратиться к человеку: «Простите, пожалуйста…», никак не называя его, чем демонстрировать такое бескультурье.

Правда ли, что на Литургии после «Верую» вплоть до «Отче наш» нельзя выходить из храма. Почему?

Отвечает священник Андрей Солодко, настоятель храма Новомучеников и исповедников Саратовских г. Саратова:

— Выходить из храма вообще не положено до конца богослужения. Конечно, в жизни бывают различные обстоятельства, и иногда всё же приходится уйти со службы раньше времени, но это должно быть исключением из правил, а не обычным делом. На Литургии после «Символа веры» начинается Евхаристический канон — самая главная ее часть, на которой предложенные Честные Дары (Хлеб и Вино) силой и действием Святого Духа становятся истинными Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому во время Евхаристического канона верующие стараются молиться в полной тишине и благоговении. И в этот период лучше не только не выходить из храма, но и не перемещаться по нему. Ну а после возгласа священника: «Святая святым», если человек не причащается и имеет крайнюю необходимость, он может, не создавая шума, выйти.

Когда нужно креститься на службе?

Отвечает протоиерей Анатолий Страхов, настоятель Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова:

— Совершая крестное знамение, человек исповедует Святую Троицу, Божественную и человеческую природы во Христе, а также показывает осознание того, что именно страдания, смерть и воскресение Богочеловека дают нам возможность обрести единство с Богом.

Христианин творит крестное знамение при входе в храм и при выходе из храма, перед тем как приложиться к иконам и святыням. На богослужении крестное знамение совершается на каждом прошении, произносимом диаконом или священником на ектениях, и на возгласах священника. Совершением крестного знамения за богослужением христианин являет свое единство с общей церковной молитвой.

Как быть, если на службе рядом кто­то шепчется, и это отвлекает от молитвы?

Отвечает священник Макарий Тагаев, настоятель храма Преображения Господня с. Пристанное:

— Когда мы сталкиваемся с чем-то подобным, многое зависит от степени знакомства с человеком, который нас отвлекает. Человеку хорошо знакомому мы можем сказать: «Дорогой, не отвлекай меня, пожалуйста, от службы». Прочим, думаю, не следует делать замечаний. Чтобы не раздражаться, стоит напомнить себе, что многие люди только воцерковляются и совершают что-то по незнанию. И мы сами тоже когда-то были на их месте.

Меньше всего внешние рассеивающие факторы действуют на людей, которые находятся в первых рядах молящихся. В наших храмах место у солеи практически всегда пустует. Исключением являются лишь великие праздники. Встаньте впереди — и будете видеть только службу и слышать ее. И никто вас не будет отвлекать.

Можно ли при встрече со священником не целовать ему руку, а просто поздороваться?

Отвечает священник Дионисий Елистратов, настоятель Петропавловского храма г. Аткарска:

— Да, можно. Но стоит понимать, что священник не от себя дает благословение, а от Бога, поэтому выражение нашей благодарности в виде поцелуя руки относится не к батюшке, а к Самому Богу.

Святитель Николай Сербский приводит такой пример: один из известных сербских князей пришел в храм. Там служил молодой батюшка. Этот князь был благочестивым человеком и, когда он приложился ко кресту, хотел поцеловать и руку пастыря. Молодой священник смутился и не дал ему этого сделать. Тогда князь сказал: «Я почитаю и целую не твою руку, а твой сан, который древнее и тебя, и меня. Поэтому дай руку, я ее поцелую, и мы так с тобой исполним всякую правду».

Газета «Православная вера» № 10 (630)

[Подготовила Елена Сапаева]

Назад к списку