Сердце, полное любви
Сердце, полное любви
Сегодня исполняется 26 лет со дня блаженной кончины архиепископа Пимена (Хмелевского), возглавлявшего Саратовскую кафедру с 1965 по 1993 год. По традиции в этот день Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин совершает панихиду у его могилы у алтаря Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова. Деятельность Владыки Пимена была многогранной, и для сохранения его наследия делается многое: в Саратове проводятся ежегодные Межрегиональные образовательные Пименовские чтения, в издательстве Саратовской епархии изданы его дневники. Предлагаем Вашему вниманию одну из подробных биографических публикаций об этом замечательном архипастыре, опубликованную в журнале «Православие и современность».
Материалы к биографии архиепископа Пимена (Хмелевского).
1965–1987 годы
Невозможно в столь малой статье охватить почти 29-летнее время управления Саратовской епархией епископа, а затем архиепископа Пимена (Хмелевского). Но мы постараемся наметить основные исторические вехи, неразрывно связанные с личностью и служением приснопоминаемого Владыки Пимена. Это время неравномерно делится на два периода — до и после празднования в 1988 году 1000-летия Крещения Руси. После этого поворотного для Русской Церкви события стала возможна активная ее деятельность вне стен храма, разжались тиски господствовавшего в стране тоталитарного безбожия. И эти, очень активные последние годы жизни Архиепископа Пимена, и предыдущие два десятилетия управления им епархией в условиях жестких рамок государственного ограничения равно свидетельствуют о нем, как о мудром устроителе церковного мира, глубоком знатоке человеческой души, смиренном благовестнике Евангелия Царства Божия и дерзновенном в молитве за вверенную ему Богом паству духоносном святителе. Публикация, которая сейчас перед вами, охватывает только «советский» период служения Владыки.
Яркий луч света
В конце 50 — начале 60-х годов в Советском Союзе принимаются законодательные акты, направленные на ужесточение положения религиозных организаций, и прежде всего, Русской Православной Церкви. «Церковный нэп», как называют некоторые исследователи период с 1943 по 1958 год, решительно сворачивается. Законы, принятые в это время, значительно облегчающие положение Церкви, после 1958 года называются официальной пропагандой «сталинским наследием». В 1961 году Совет Министров СССР принимает Постановление «Об усилении контроля за деятельностью церкви», которым были отменены все законодательные акты, принятые во время Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы. Этот документ содержит основные положения реформы правового положения Русской Православной Церкви в Советском Союзе, которая вскоре будет претворена в жизнь. Основные пункты намеченного реформирования были следующие: отстранение духовенства от финансово-хозяйственной деятельности, передача управления приходами органам, выбранным из числа верующих, прекращение благотворительной деятельности Церкви, налоговое обложение духовенства по повышенным ставкам, прекращение государственного социального и профсоюзного обслуживания гражданского персонала Церкви, перевод духовенства на твердые оклады, ограничение влияния Церкви на детей.
18 июля 1961 года в Троице-Сергиевой Лавре состоялся Архиерейский Собор, который под большим нажимом государства принял новое Положение об управлении Русской Православной Церковью. Согласно Положению, духовенство совершенно отстранялось от финансово-хозяйственной деятельности на приходах и оказывалось на положении наемников у приходских исполнительных органов. Неизбежность принятия явно вредного для Церкви решения, невозможность что-либо изменить тяжело воспринимались большинством архиереев, духовенства, верующих. К 1964 году все приходское управление в епархиях было приведено в соответствие с новым Положением. Конечно, архимандрит Пимен как свидетель происходившего в Лавре не мог не понимать всю пагубность последствий этих вынужденных решений и предполагал трудности, с которыми придется столкнуться на архиерейской кафедре. Во время своей архиерейской хиротонии 10 января 1965 года архимандрит Пимен сказал: «Я твердой рукой приму жезл Епископа, и здесь, пред всею Церковью, даю слово отдать всю свою жизнь на честное и самоотверженное служение Церкви Христовой, на благо нашей Родины, право правяще слово Истины (2 Тим. 2, 15) и благовествуя Евангелие Царства Божия (Мк. 16, 15)». Его жизнь полностью подтвердила эти слова.
28 января 1965 года новохиротонисанный Епископ Саратовский и Волгоградский Пимен (Хмелевской) в сопровождении старого друга по Белоруссии лаврского экскурсовода Василия Даниловича Палько (†1976) и будущего наместника Лавры иеродиакона Иеронима (Зиновьева; †1982) выехал саратовским поездом в свою епархию. На следующий день, прибыв в Саратов, Владыка Пимен посетил Свято-Троицкий кафедральный собор, приложился к его святыням, к чудотворному образу Спаса Нерукотворенного и помолился о помощи Божией на своем новом поприще. После первой Божественной литургии в соборе Владыка обратился к прихожанам со словом, в котором просил их святых молитв и покаялся перед ними, что очень не хотел стать Епископом Саратовским, но мечтал о продолжении служения в Лавре.
Владыка сменил на кафедре Епископа Варфоломея (Гондоровского), перемещенного на Австрийскую кафедру с титулом Венского и Будапештского. Епархия состояла из Саратовской и Волгоградской областей, и на всю эту огромную территорию приходилось 25 действующих храмов.
В первый же месяц его архиерейства Волжской эпидемиологической станцией было вынесено решение «о прекращении эксплуатации Троицкого и Духосошественского соборов». Молодой архиерей отправился в Москву и встретился с председателем Совета по делам религий при Совете Министров СССР В. А. Куроедовым, это сыграло решающую роль в том, что соборы не были закрыты, а компромисс был найден — решено было сократить целование икон.
Спустя год архиерейского правления Владыки Пимена число храмов было увеличено до 30 вследствие урегулирования вопроса о регистрации гражданскими властями исполнительных органов пяти приходов. При посещении В. А. Куроедова Владыка сообщил ему, что в пяти храмах Волгоградской области нет службы, запрещают местные власти вот уже около пяти лет, хотя на месте престолы, иконостасы, облачения и хранятся у церковных советов ключи, а уполномоченный требует не вмешиваться в этот вопрос, чтобы «не осложнять обстановку». В. А. Куроедов сказал: «Поезжайте в Саратов спокойно, я дам указание открыть эти 5 церквей». Спустя несколько дней во всех этих храмах возобновились богослужения. Кроме того, Владыка добился разрешения на служение священников-пенсионеров при архиерейских службах, без регистрации.
К концу 1965 года в епархии действовали следующие храмы и молитвенные дома. В Саратовской области: 9 храмов и 3 молитвенных дома (храмы: в Саратове два собора, Вольске, Петровске, Пугачеве, Хвалынске, Аркадаке, Ртищеве, Дергачах; молитвенные дома: в Энгельсе, Балашове и Балаково). В Волгоградской области: 12 храмов и 6 молитвенных домов (храмы: в Волгограде, Старой Отраде, Райгороде, Серафимовиче, Урюпинске, Камышине, Киквидзе, Рудне, Островской, Сенном, Филонове и Елани; молитвенные дома: в Михайловке, Фролове, Средней Ахтубе, Калаче-на-Дону, Котельникове и Краснослободске). В храмах служило 42 священника и 13 диаконов. Владыка увеличил клир волгоградского Казанского собора введением третьего штатного священника и клир саратовского Свято-Троицкого собора — пятого священника. В 1966 году стараниями Владыки Пимена был открыт храм в селе Нижняя Добринка Волгоградской области, число приходов в епархии достигло тридцати одного, и это количество не менялось 22 года, вплоть до юбилея 1000-летия Крещения Руси в 1988 году. Из них был 21 городской храм и 10 сельских, 27 каменных, 4 деревянных, 3 соборных, монастырей в епархии не было ни одного.
В годы правления Владыки Пимена Саратовское епархиальное управление находилось по адресу: ул. Первомайская, дом № 27 — небольшом одноэтажном домике с полуподвалом. На верхнем этаже находились покои епископа и часть епархиальных служебных помещений, а основные канцелярские помещения находились в полуподвале (бухгалтерия, кабинет епископа, секретарская, хозчасть). «Большим достижением» назвал в епархиальном отчете Владыка приобретение в 1976 году у частного владельца епархиальным управлением соседнего подобного дома № 29 по ул. Первомайской и его переоборудование под канцелярию епархии, бухгалтерию, гостиницу и склад церковной утвари.
Вскоре по приезде Владыка Пимен посещает второй свой кафедральный город — Волгоград, Покровск (Энгельс) (для чего совершает пешеходный переход по льду Волги, моста в то время еще не было), объезжает все приходы, территориально разбросанные по двум соседствующим областям, знакомится с церковными традициями епархии, пастырями и своей паствой, обязательно совершает архиерейские богослужения и проповедует. В год 20-летия окончания Великой Отечественной войны Владыка совершает заупокойные богослужения и в частном порядке совершает литию на Воскресенском кладбище г. Саратова. Архиерейским служением в течение года по средам пред чудотворным образом Спаса Нерукотворенного совершался акафист Иисусу Сладчайшему (спустя годы Владыка записал в дневнике: «Очень люблю эти акафисты»).
Секретарь епархии протоиерей Михаил Лобачев по болезни и по преклонному возрасту просил освободить его от обязанностей. Владыка Пимен его просьбу удовлетворил и назначил настоятелем Свято-Троицкого кафедрального собора и секретарем протоиерея Василия Байчика, которого хорошо знал еще по Минской духовной семинарии, где оба они обучались. На Крестопоклонной неделе Владыка представил прихожанам приехавшего из Белоруссии нового настоятеля. Необходимо прибавить к сему, что уполномоченный настаивал на возвращении к этой должности заштатного протоиерея Иоанна Цветкова, что было не рекомендовано Владыке Пимену самим Святейшим Патриархом.
В 1965 году в Свято-Троицком соборе отреставрирована и частично заново переписана внутренняя роспись, промыт и реставрирован стенной орнамент, установлен металлический престол в нижнем Успенском храме собора. В Духосошественском соборе также установлен металлический престол в главном приделе. В Казанском кафедральном соборе Волгограда помимо текущего ремонта перед чтимым образом Казанской иконы Божией Матери на алтарной апсиде собора водружена подаренная Святейшим Патриархом Алексием лампада-фонарь. Этому очень сопротивлялся староста собора, человек нерелигиозный, грубый, «оказывающий давление на священников». В Крестовоздвиженской церкви Хвалынска произведен текущий и частично капитальный ремонт. В годовом отчете за 1965 год Владыка отмечал, что епархиальное управление перечислило в централизованный Фонд мира 20 тысяч рублей. Кроме того, по местам исполнительные органы приходских общин обоих областей как написано в отчете «в добровольном порядке, по предложению гражданских властей» перечислили в Фонд мира 152 тысячи рублей.
По благословению Владыки Пимена стали налаживаться отношения со старообрядческими общинами Волгограда и Саратова, было дано указание отцам настоятелям с вниманием и любовью относиться к посещающим православные храмы старообрядцам.
О посещении больших приходов Владыка записал: «Народа много, иконы старинные, всюду чистота, цветы. Дохнуло какой-то древней Русью. По пути в Саратов искупались в реке Медведице. Места по берегам реки очень красивые, напоминают Иордан». И уже совсем скоро в его дневнике появляется знаменательная запись: «...Такое впечатление, будто всегда жил в Саратове и всегда был Саратовским епископом».
Из поздравления саратовской паствы с первым тезоименитством Епископа Пимена на Саратовской земле в день памяти преподобного Пимена Великого 27 августа / 9 сентября 1965 года:
«...Собравшись сегодня под своды храма (а некоторые, вследствие своих служебных занятий, мысленно и на своем рабочем месте), мы молимся Господу Богу об укреплении Вашего здоровья и о даровании Вам душевной бодрости и физических сил для благотворного несения возложенного на Вас тяжелого архиерейского Креста, во благо нашей Матери-Церкви!..
Несмотря на короткий период своего пребывания у нас, вы снискали себе глубокое уважение и любовь больших масс верующих: Ваши впечатляющие богослужения; содержательные, понятные и назидательные проповеди; Ваша забота о посещении всего своего духовного ”стада” на территории двух больших административных областей; Ваши акафистные, любимые народом, служения; усилия к церковному внешнему благолепию и внутреннему благочинию молящихся; наконец, расширяющееся личное общение с Вами и доступность,— все это нам хорошо видно, очень ценится и вызывает в нас глубокую благодарность!..»
В следующем 1966 году был открыт храм в селе Нижняя Добринка Волгоградской области. Владыка записал: «Рассказывают, что когда верующие пришли к секретарю райисполкома просить об открытии храма, он показал им свою палку-трость и сказал: «Вот видите, как на этой палке никогда не будет зеленых листьев, так мы вам никогда не откроем эту церковь». И вдруг — распоряжение из Москвы: церковь открыть. Это — чудо нашего времени».
Твердость, дополненная энергией и дипломатией (плоды двухлетнего пребывания в Иерусалиме) позволили 42-летнему епископу поднять стиль работы в епархии на новый уровень, чего не преминули заметить контролирующие инстанции. Уполномоченный не раз докладывал в Москву, что позиция управляющего епархией сводится к тому, чтобы отгородиться от горисполкома. Поначалу это удавалось Владыке Пимену. 30 августа 1967 года Епископ Пимен посетил Совет по делам религий, где встречался и беседовал с заместителем председателя Совета В. Г. Фуровым. В ходе беседы Преосвященный высказался о своей деятельности как управляющего епархией (в записи инспектора Совета В. Шабловского): «В ходе беседы епископ Пимен, когда приходилось к слову, неоднократно подчеркивал, что у него в епархии дела идут хорошо, с уполномоченными Совета у него сложились хорошие деловые отношения, никаких трудностей в управлении епархией он не встречает. Вот, когда он был настоятелем Троицко-Сергиевой Лавры, тогда, действительно, была трудная служба, а управление епархией для него не представляет большой сложности...»
Волгоград при советской власти во многих отношениях — прямая противоположность Саратову. Одно только то, что Саратов из-за обилия стратегических военных предприятий был закрытым городом, а Волгоград нет, говорит о многом. В городе-герое всегда было много иностранцев, которым, в частности, демонстрировалась свобода вероисповеданий. В Великую Пятницу 1967 года в Волгограде был возобновлен колокольный звон, а разрешение от властей Саратова получено только в 1978 году...
Конечно, в Волгограде тоже имелись проблемы, схожие с саратовскими. Демонстративная грубость приходского актива, нежелание считаться с волей управляющего епархией, постоянная опека уполномоченного и исполкомов и прочие особенности церковно-государственных отношений тех лет. И все же волгоградская атмосфера мягче и «либеральней». Волгоградские священники и члены исполорганов награждались медалями и другими знаками отличия Советского Фонда мира. О значительном отличии Волгограда свидетельствует, например, следующий факт. Уполномоченный СДРПЦ по Волгоградской области М. К. Прудникович проводил встречи с церковным активом и духовенством (не только православным). На этих встречах, после обязательных лекций о советской конституции, политике партии и международном положении, присутствующие задавали острые вопросы. Так, диакона Гринченко из Серафимовича интересовало, почему в Советском Союзе такое большое количество разводов и какие меры принимаются к их сокращению? Ведь Конституция говорит о защите брака и семьи… А священник Кутьев из Котельниково не постеснялся спросить, почему граждане еврейской национальности продолжают покидать Советский Союз, несмотря на полное национальное равноправие в СССР и хорошие условия жизни советских людей? Председатель Среднеахтубинского молитвенного дома жаловалась на оскорбительное отношение к ней со стороны заведующей детским садиком, которая запрещала ей приходить в садик за внуком, так как от нее «пахнет церковью». На пренебрежительное отношение некоторых руководящих лиц и коммунистов жаловалась председатель исполоргана Михайловского молитвенного дома.
На третьей неделе Великого Поста 1966 года Саратовский уполномоченный вызвал к себе протоиерея Игоря Мальцева и старосту Троицкого собора и отчитывал их по поводу венчания, совершенного месяц тому назад без регистрации (но при предъявлении свидетельства о браке). Владыка записал: «Потом я поехал к уполномоченному и долго упрашивал его простить о. Игоря, но решение было непреклонно — вон из Саратова. Позже он уехал в Ярославль». Митрофорный протоиерей Игорь Мальцев впоследствии долгое время был настоятелем Феодоровского кафедрального собора Ярославля († 2000). После увольнения за штат по требованию уполномоченного в 1974 году другого уважаемого саратовского пастыря протоиерея Георгия Лысенко, Владыка записал: «Мне было очень стыдно перед о. Георгием оттого, что я никак не смог его защитить. А тут еще пришел завхоз А. С. Каляев и принес заявление об уходе, мотивировав это тем, что никто не смог «спасти» о. Георгия. В какое тяжелое время мы живем! Горько то, что многие не понимая этого, обвиняют во всем архиерея, как будто он может перевоспитать руководство государства и изменить его линию». Подобному третированию со стороны властей позднее подвергался протоиерей Евгений Зубович.
Известен отчет Совета по делам религий членам ЦК КПСС за 1974 год, в котором его автор В. Фуров по степени лояльности архиереев советской власти условно разделяет их на 3 группы. В третью, наиболее опасную с точки зрения Совета по делам религий, группу архиереев, своего рода «черный список», попал и Владыка Пимен.
На Пасху 1967 года в Вознесенской церкви Аркадака комсомольцы не пускали детей в церковь, отбирали их от матерей, записывали фамилии и адреса. В 1970 году двоюродную сестру Владыки Пимена Галину Константиновну Гусеву сначала выгнали из аппарата Алтайского Крайкома КПСС, где она проработала более 20 лет, а затем исключили из партии за то, что она не сообщила о своем родственнике-епископе. Владыка постоянно пишет в своих воспоминаниях, что получает анонимные письма, например: «автор от имени верующих, упрекает меня в том, что прихожане не видят архиерея, который катается по приходам, вместо того чтобы сидеть в Саратове. Было очень обидно читать такие слова, хотя и написанные глупым человеком». На Рождество Пресвятой Богородицы Владыка собирался ехать служить во Фролово, но заболел и дал во Фролово телеграмму. Вдруг раздается телефонный звонок. Звонит из Фролово матушка настоятеля и просит, чтоб вместо меня приехали о. Василий Байчик и протодиакон, потому, что заготовили много всякой еды, будет пропадать. Владыка записал: «Какие странные люди: как будто главное — это еда за столом».
Для представления о тотальном контроле власти за жизнью епархии и деятельностью саратовского архиерея можно привести один факт: в первые годы управления епархией Владыки Пимена в Совет по делам религий от уполномоченного были посланы статистические данные о количестве крещений, сопровождающиеся подробным исследованием «религиозной обрядности среди молодежи». Приводились сравнительные данные в таблицах: кто крестил детей, мужчины или женщины, какого возраста, сколько матерей-одиночек, в каких храмах, сколько рабочих, сколько крестьян, сколько интеллигенции и даже «из откровенных бесед с родителями и других источников» подробно выяснялись различные причины крещения.
В июне 1967 года из Совета по делам религий при Совете Министров СССР последовал запрос с требованием к саратовскому и волгоградскому уполномоченным предоставить характеристики Епископа Пимена. Это было связано с тем, что Владыка Пимен послал поздравительное письмо возведенному в сан архиепископа Афинского и всея Эллады Иерониму (Котсонису), бывшему духовнику греческого короля, с которым Владыка поддерживал переписку.
Вот выдержки из характеристики на Владыку, предоставленной волгоградским уполномоченным:
«В беседах с Пименом по вопросам международного положения, внутреннего положения нашего государства он проявляет себя патриотически настроенным человеком. При обсуждении с ним вопросов деятельности церковных обществ и необходимости соблюдения законодательства о религиозных культах он тоже высказывает лояльное отношение к законодательству.
В практической же деятельности Пимен проявляет себя активным деятелем церкви, стремящимся всячески активизировать деятельность церкви и усилить ее влияние на верующее население. Причем эту деятельность он подчас проводит в противоречии с законодательством о религиозных культах.
Несмотря на ряд бесед с Пименом о церковном самоуправлении и невмешательстве духовенства в финансовые, хозяйственные и административные функции церковных обществ, он лично сам допускает нарушения. Так, например:
в целях выкачки денежных средств у церковных обществ в бюджет епархиального управления давал распоряжения настоятелям церквей о воздействии на исполнительные органы для увеличения денежных взносов на нужды епархиального управления;
практически вмешивается в финансовые дела церковных обществ, т.е. перечисленные денежные средства церковными органами в епархиальное управление за свечи и предметы культа он без согласия последних зачислял в пенсионный фонд и на другие нужды епархиального управления и под угрозой прекращения снабжения свечами и предметами культа предлагал церковным органам высылать другие суммы денег;
предписывал исполнительным органам церковных обществ об обязательной выплате духовенству, уходящему в отпуск, денежного пособия и ссылался в этом вопросе на постановление СМ СССР от 16 марта 1961 года за № 232 и циркулярное письмо МФ СССР № 166 от 25 апреля 1961 года, в которых указывается лишь об освобождении этого пособия подоходным налогом, но не об обязательной его выдаче.
В связи с таким его указанием духовенство стало настойчиво требовать от исполнительных органов обязательной выдачи такого пособия ежегодно в размере от одномесячного до 2-месячного оклада содержания;
своим распоряжением обязал исполнительные органы церковных обществ ходить по церкви с кружкой для сбора денежных пожертвований верующих, только с разрешения (благословения) настоятеля церкви. В связи с этим в ряде приходов между исполнительными органами и духовенством происходят трения, т.к. раньше такого порядка не было.
Пимен практикует дачу указаний исполнительным органам церквей по вопросам ремонта молитвенных зданий и различного рода пристроек и перестроек молитвенных и вспомогательных построек. Он без согласия исполнительного органа Казанского собора гор. Волгограда купил для собора без надобности механическую лестницу за 8 тысяч рублей, которая стоит без использования.
В 1965 году выдавал денежную помощь в размере 500 руб. церкви хутора Сенного Михайловского района, которая слабо поддерживалась верующими.
Пимен оказывал давление на исполнительные органы некоторых религиозных обществ, чтобы последние больше денежных сумм вносили в епархиальное управление, но не в фонд мира. Он добивался, чтобы церковные общества денежные взносы в фонд защиты мира производили не в местные отделения Госбанка, а в епархиальное управление.
Под флагом проведения отдельных мероприятий, имеющих определенное значение, Пимен проводит систематические меры, направленные на активизацию деятельности церкви.
Так, в гор. Волгограде Казанский собор не является кафедральным, т.к. последний находится в гор. Саратове, где находится постоянная резиденция епископа, Пимен в целях большей активизации Казанского собора без основания стал его именовать кафедральным, а в связи с этим установил в нем ежедневные и непрерывные богослужения и совершение религиозных обрядов и предложил исполнительному органу этого собора упразднить с издавна существовавшие в нем в каждой неделе один выходной и один санитарный день. Он потребовал отмены выходных дней и в других приходах.
Пимен дает указания священникам причащать несовершеннолетних детей без присутствия родителей. Он практиковал привлечение к сослужению себе заштатных священников, в том числе и некоторых из них, снятых с регистрации за нарушения законодательства о культах.
По всем этим вопросам проводились соответствующие беседы с Пименом, в которых обращалось его внимание на недопустимость нарушений, но он свои действия считает правомерными».
А вот мнение саратовского уполномоченного:
«Пимен весьма энергичный, активный проповедник религии. В целях поднятия активности церковной деятельности создал епархиальный совет, назначил благочинных округов, что ранее не было. Часто проводит службы в кафедральном соборе и других церквах области. Для участия в архиерейских службах всегда привлекает заштатных маститых протоиереев. Усиливает хоры. За последние 2 года расходы церквей на содержание хоров увеличились на 12 тысяч рублей.
Перед выходом на кафедру в большие праздники старательно репетирует порядок, стройность службы. От священников требует четкости в проведении служб и ритуалов, а также внешней опрятности.
Все это создает видимое благолепие, пышность служб и привлекает массы верующих на архиерейские службы. Между тем службами с акафистами не увлекается и не требует от настоятелей церквей их частого проведения.
Почти на каждой службе произносит проповедь. В 1966 году в 12 церквах области священнослужителями произнесено 860 проповедей.
Изучение комиссиями содействия контролю при горрайисполкомах характера проповедей показывает, что священнослужители активизировали проповедническую деятельность, в проповедях воздействуют на чувства верующих, усиливают свое влияние на них.
27 марта 1966 года епископ Пимен в Саратовском кафедральном соборе рассказывал верующим о деятельности экзархатов и миссий русской православной церкви за границей. В заключение он сказал: ”Всюду за границей, где имеется наша православная церковь, она молится за нашу Родину, за наш народ и духовно питает, сплачивает живущих там русских православных христиан”.
Этот рассказ Пимена верующие слушали с особым вниманием, тем более, что он говорил и о своем пребывании за границей.
После литургии о Самарянке 8 мая 1966 года Пимен рассказал о встрече и беседе Христа с Самарянкой, о сущности бога, его свойствах.
”Бог есть дух всеблагий, всезнающий, вездесущий, непостижимый. Все блага, творимые человеком в жизни, исходят из его душевных чувств, из его добрых помыслов, а добрый дух есть бог. Значит, все добрые дела наши исходят от бога.
Иногда нам приходится переносить нужду, горе, несчастья, и нам кажется, что это зло, но потом мы убеждаемся, что это было добро, что даже наказания, которые нам приходят от бога, были нам в пользу.
И далее… Отдельные свойства бога человек может познать и познает. Но в целом бога, все существо бога человеческий разум познать не может. Человек познает только частицу бога, но не бога в целом.
Возьмем пример из жизни. Вот у вас ребенок, он способный, хорошо развитый. Вы вдруг начали приводить ему какие-нибудь сложные математические расчеты или проблемы физики, над которыми работают крупнейшие современные ученые. Ребенок вас, конечно, не поймет, потому что он ребенок. Так и человек по отношению к богу — он ребенок и ему не дано постичь тайны божественного существа. Бог для человека непостижим, так как он дух всеобъемлющий, всевидящий и бесконечный”.
Эту идеалистическую философию познания бесконечной материи и абсолютной истины, которые, по мнению Пимена, не будут познаны до конца, верующие вряд ли смогли познать. Но здесь явная цель Пимена, как и других церковников, побольше втиснуть всякого мусора в головы верующих, покрепче привязать их к богу, припугнуть богом, потому что все делается по его божьей милости, он всевидящий, бойтесь его, ходите в церковь.
Это уже довольно активная форма воздействия на рассудок верующих.
Взаимоотношения Пимена со священниками сугубо официальные. Больших, пышных приемов священнослужителей в большие церковные праздники не устраивает».
Отношения Преосвященного с уполномоченным Совета по делам Русской Православной Церкви имели огромное значение для жизни епархии. Без санкции уполномоченного невозможно было провести ни одного значимого кадрового или хозяйственного решения. До 1973 года Епископу Пимену приходилось работать с двумя саратовскими уполномоченными: Алексеем Павловичем Никаноровым (1964–1968 гг.) и Иваном Ивановичем Спиридоновым (1969–1973 гг.). Об А. П. Никанорове Владыка оставил воспоминание в своем дневнике: «По телефону меня пригласил к себе уполномоченный А. П. Никаноров. Спрашивает меня: ”Говорите, что Вам необходимо сейчас?” Я объяснил, что необходимо сделать несколько переводов и хиротоний, против которых он возражал. Он говорит: ”Делайте все что хотите, а мне в почтовый ящик бросьте копии”. Потом он объяснил мне свое состояние. Врачи сделали ему рентгеновский снимок и нашли затемнение, хотят класть на операцию. Уполномоченный сказал мне: ”Чувствую, что меня там прирежут. Помолитесь тогда за меня”. Я говорю: ”Мы всегда молимся за власти”. Уполномоченный как-то с обидой: ”Да я Вас серьезно прошу помолиться, причем тут власти…” Вскоре уполномоченный умер, и я дал указание во всех церквах поминать новопреставленного Алексия».
Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода от 27 февраля 1968 года № 2 епископу Пимену было поручено временное управление Астраханской епархией, а спустя пять месяцев 30 июля, он был освобожден от временного управления в связи с назначением епископом Астраханским и Енотаевским Преосвященного епископа Михаила (Мудьюгина). За это время Владыка Пимен трижды приезжал в Астрахань, посетил все семь храмов города, совершал богослужения, осуществил ряд перемещений духовенства «для пользы церковного дела». В разговоре с местным уполномоченным Владыка затронул вопрос о хиротониях, поскольку за последние три года здесь была совершено только одно рукоположение, тот заверил, что никаких препятствий не будет. По сохранившимся свидетельствам: «Такое краткое время управления Владыкою Пименом Астраханской епархией, казалось, вряд ли могло оставить след в душах верующих астраханцев, но они, несмотря на это малое время, запомнили и полюбили своего архиерея. Причиной тому сама необыкновенная личность владыки Пимена, в страшное время гонений на Церковь олицетворявшего собою образ пастыря деятельного, не боявшегося ради правды Церковной идти на прямой конфликт с властью. Он был замечательным проповедником, а богослужение для него стало просто целью его жизни, и совершал он его вдохновенно, с какой-то необъяснимой радостью...».
В 1969 году Владыка записал в дневнике: «Всю Страстную Седмицу служил напряженно, с чувством, с радостью. Однако очень устал за эти дни... А как хочется каждую минуту пасхального богослужения ощущать большую духовную радость и утешение».
В конце июня 1969 года Владыка участвовал в составе подгруппы «Безопасность Европы» в работе конференции всех религий СССР в защиту мира. После его выступления записал Владыка Пимен «ко мне подошли арабы и вручили орден движения «Эль Фаттах». Сказали, что им понравилось мое выступление».
В мае 1970 года Владыка участвовал в праздновании 500-летия явления Жировицкой иконы Божией Матери на месте своего пострига Жировицком Свято-Успенском монастыре.
Особо следует упомянуть об участии делегации Саратовской епархии на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1971 года, избравшем на Патриарший Престол Святейшего Патриарха Пимена. 30 марта 1971 года Владыка направляет в предсоборную комиссию РПЦ два письма, в которых пишет о своем отношении к выборам Патриарха и к анонимным письмам, в которых «без разбора поносится наше церковное руководство»:
«Вот уже год течение церковной жизни с большим духовным достоинством возглавляет Патриарший Местоблюститель, старейший по хиротонии и по возрасту Член Священного Синода Высокопреосвященнейший Пимен, Митрополит Крутицкий и Коломенский, ближайший сподвижник и продолжатель как общецерковной, так и миротворческой линии покойного Святейшего Патриарха Алексия.
Мы все знаем Митрополита Пимена как человека высокого христианского морального облика, отличного проповедника, разносторонне эрудированного, любящего богослужебную и монастырскую жизнь, заботящегося о наилучшем устроении церковной жизни в духе подлинного Православия. Не только в нашей стране, но и за рубежом он известен как мудрый и справедливый архипастырь.
А посему пусть будет Патриарший Местоблюститель Митрополит Пимен единственным кандидатом на выборах на Патриарший Престол, а затем, при Божьем благословении, да будет он нашим Великим Господином и Отцом Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, как был единственным кандидатом в 1945 году ныне почивший в Бозе Святейший Патриарх Алексий». 2 июня состоялись выборы и на следующий день в Патриаршем Богоявленском соборе состоялась Божественная литургия и интронизация нового Патриарха Пимена.
7 и 8 июня в Волгограде пребывал находившийся в СССР с официальным правительственным визитом Президент Кипра Архиепископ Макариос, в его приеме принимал участие Епископ Пимен. Он вспоминал: «Сначала прошел в зал депутатов. Тут ко мне подошел председатель облисполкома Королев и сказал: ”Здесь нельзя находиться”. Пришлось объяснить ему, что я официальное лицо и что А. А. Громыко лично просил меня принять участие во встрече... Вышел Архиепископ Макариос и прямо пошел ко мне, стал меня обнимать и восклицать: «Пимeна! Пимeна!» Я сказал ему несколько приветственных слов по-гречески, а затем представил ему стоящего в толпе встречающих Королева и редактора газеты «Волгоградская правда». Когда мы все повернулись, чтобы идти к автомашинам, ко мне подошел московский переводчик, летевший с Архиепископом Макариосом, и сказал: «Что Вы говорили Архиепископу? На каком языке? Почему не по-английски?» — и еще что-то в этом духе».
С 1 сентября по 1 октября 1971 года по указанию государственных учреждений проводились профилактические мероприятия и в течение этого месяца было запрещено целование крестов и икон, крещение младенцев, причащение говеющих в храме, совершение водосвятных молебнов, но богослужение ни в одном храме прекращено не было, лишь были назначены санитарные дни, в которые совершалась усиленная дезинфекция и чистка церковных помещений. В 1972 году из-за карантина, по указанию гражданских властей, в пяти храмах Волгоградской области в течение месяца не совершалось причащение верующих, водосвятий, крещений, прикладывания к св. Крестам и иконам.
31 марта 1972 года вызвали в райисполком о. Петра Борковского, о. Николая Земцова и о. Бориса Лаврушина, поставили им на вид, что они на дому совершают соборование. Владыка звонил и доказывал, что таинство соборования совершается над умирающими, т.е над такими людьми, которые никак не могут прийти или приехать в церковь. Владыка записал: «Договорились, что если одновременно с соброванием священник исповедует и причастит больного, тогда можно и соборование совершить. Глупый компромисс, но выход из положения».
Владыка отмечает в своем отчете, что духовенство неукоснительно проповедует Слово Божие. «Время от времени духовенство присылает мне образцы своих проповедей (примерно две проповеди в год), после чего авторы церковных поучений получают от меня советы и замечания по поводу стиля и содержания присылаемых проповедей». Целью этого, как подчеркивал Владыка Пимен, являлась проверка грамотности и эрудированности пастырей-проповедников, поддержание их богословской работоспособности, «дабы они не погрязли в мелочах житейских и в повседневных заботах и не забыли своего главного долга — постоянно расти в богословских познаниях и самообразовании».
Присутствовавший за обедней 9 июля 1972 года Казанский собор Волгограда ректор Исламского института при Парижской мечети г-н Си-Хамза Бубакер, записал в книге почетных посетителей: «Являясь мусульманином, я с благоговением встретил на своем пути православных своих братьев, о которых Коран говорит следующее: «Лучшими друзьями мусульман являются те, которые проповедуют христианизм, так как среди них есть священники, верующие в Бога и не возносящиеся в гордыне. Следует ли говорить о том, что посещение Казанского собора меня глубоко тронуло и позволило во время службы обратиться к Единому Богу вместе с моими братьями-христианами».
В разное время в Саратовских соборах совместно с Владыкой Пименом совершали Божественную Литургию архиепископ Владимир (Сабодан), архиепископ Иоанн (Снычев), архиепископ Михаил (Мудьюгин). 13 и 14 марта 1973 года святыни и достопримечательности Волгограда посетил настоятель Патриаршего Подворья в Токио Преосвященный Николай (Саяма; † 2008), епископ Можайский. Вечером 13 марта он присутствовал в Казанском соборе за чтением Великого Канона св. Андрея Критского, а 14 марта вместе с Владыкой Пименом совершил в соборе Преждеосвященную Литургию. Летом 1975 года Владыка Пимен познакомился с японским хирургом русского происхождения православным христианином Евгением Николаевичем Аксеновым и его матерью, которые прибыли в составе группы паломников Англиканской церкви Японии.
В 1973 году, в соответствии с практикой сдержек и противовесов, энергичному епископу нашелся достойный оппонент — после смерти уполномоченного Спиридонова на его место назначается Игорь Петрович Бельский. Убежденный коммунист, И. П. Бельский из всех саратовских уполномоченных был, пожалуй, самым последовательным и бескомпромиссным проводником в жизнь церковной политики государства. И. П. Бельский занимал должность до 1987 года. Это было самое непростое время для Владыки Пимена… Уполномоченный требовал строгого исполнения революционного закона «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». За священнослужителями устанавливается жесткий контроль. Совершение треб вне храма немедленно карается лишением регистрации. Духовенству запрещается принимать от верующих пожертвования за совершение треб — все священники на твердых окладах, как того требует новое Положение. Бывали случаи обысков с выворачиванием карманов (инициатива не в меру исполнительных членов приходских советов)… Старосты храмов открыто заявляли, что архиерей для них никто, а единственный начальник — уполномоченный. Церковные доходы направляются главным образом на уплату драконовских налогов и в пресловутый Фонд мира. Епископу запрещается вступать в непосредственные контакты с органами государственной власти. Все связи только через уполномоченного. В начале 1985 года Архиепископ Пимен направляет рапорт управляющему делами Московской Патриархии Митрополиту Таллинскому и Эстонскому Алексию о положении на приходах Саратовской епархии. В рапорте говорилось о том, что течение церковной жизни встречается с «рядом трудностей», но главная трудность — уполномоченный Совета Игорь Петрович Бельский, отношения с которым приняли характер неразрешимого противоречия.
В 1987 году Владыка записал: «Звонил Бельский. Я был у него. Он дал мне прочесть «Официальное предупреждение». Там говорится, что я всемерно борюсь со старостой Троицкого собора и оскорбляю его, называя антисоветским элементом, что является «государственным преступлением». Внизу написано: «Ознакомился». Но я не стал подписываться в этом месте, как преступник. Написал сбоку в виде резолюции: «Ознакомился с этой бумагой. Категорически не согласен с выдвинутыми обвинениями. Это — набор надуманных и оскорбительных обвинений».
Советская и партийная печать, как местная, так и центральная, постоянно выступали с критическими материалами о жизни епархии («Коммунист», 6 августа 1967 года, «Сельская жизнь» 15 февраля 1969 года, «Известия» 30 июля 1969 года, «Коммунист» 8 января 1970 года и др.). Объектами публикаций были священнослужители епархии и сам епископ Пимен, и образы их никак не походили на героев того времени. После одной такой статьи в областной газете «Коммунист» «Запятнанный лик» Владыка написал письмо главному редактору с требованием поместить опровержение фактов, порочащих его честь и достоинство служителя Церкви.
Несмотря на беспрецедентное давление, Владыка продолжает уверенно вести церковный корабль. Все внешние контакты епархии сведены к минимуму, и усилия архипастыря направлены, в основном, на укрепление дисциплины, литургической грамотности духовенства, повышение уровня проповедей (последнее тоже не приветствуется уполномоченным).
Отдушиной для Владыки остается искусство — классическая музыка и русская литература, богословские труды, переписка и встречи с близкими людьми. Известно, что Высокопреосвященнейший Пимен многие годы продолжал работать над магистерской диссертацией «Новозаветные образы в русском изобразительном искусстве» и сборником своих проповедей, часть которых опубликована в «Саратовских епархиальных ведомостях». Темы проповедей Владыка брал непосредственно из жизни, например: «говорил пропов[едь] о жуликах, рвущихся к свечн[ому] ящику»; «пропов[едь] о косой перекладине на Кресте»; «пропов[едь] на тему о духовной жизни (букет цветов — букет добродетелей)»; «проповедь о Кулик[овской] битве и Сталингр[адской] битве»; «проп[оведь] о хлебе на панихиде, об ошибках в записках»; «проповедь на слова ”Боже мой, Боже мой, вскую оставил Мя еси?”, но лишь некоторые были опубликованы: «Красота природы», «Всегда с Богом», «Тишина духа», «Неуслышанные» молитвы», «Время», «Заступничество Богоматери», «Воскресение из мертвых (слово на Пасхальной неделе)», «Снисходительность». Эти проповеди «очень сжаты и интеллектуально насыщенны, они оставляют впечатление конспекта какой-то громадной работы. Они совсем непохожи на те проповеди, что Владыка произносил в храме. Последние отличает большое количество жизненных примеров и личное пламенное отношение к предмету речи».
Любовь к классической музыке снискала Владыке широкую известность во внецерковных кругах. Так, он записывает в 1970 году о своем посещении Киева: «Конечно, был в магазинах грампластинок. Купил очень много записей классики. Особенно — Баха, Бетховена, Шуберта и Моцарта. Продавщица, увидев мое пристрастие к пластинкам, даже пустила меня за прилавок и я сам копался в пластинках»». За свою жизнь Владыка собрал объемную фонотеку — около 3000 грампластинок. Как большой знаток и ценитель классической музыки с 4 по 7 июля 1990 года архиепископ Саратовский и Волгоградский Пимен был по приглашению министра культуры СССР в Москве почетным гостем на Конкурсе П. И. Чайковского. Многие пользовались богатейшей (около 3500 книг) библиотекой Владыки Пимена, содержавшей редчайшие богословские издания, некоторые дореволюционные издания в ней были с факсимиле знаменитых авторов (402 книги он, незадолго до кончины, передал семинарии).
Любимым видом отдыха для него были выезды на природу, занятие городошным спортом и собирание грибов, причем Владыка для личного пользования составлял с 1973 года из различных публикаций свой 5-томный Атлас грибов Саратовской области.
Обаяние Владыки Пимена, его открытость, искренность, безукоризненный нравственный образ и достоинство благовестника Христова привлекали к нему множество людей самых различных профессий. Владыка Пимен поддерживал отношения с министром внутренних дел СССР Н. А. Щелоковым, контр-адмиралом А. С. Пушкиным, художниками С. И. Никифоровым, Н. А. Бенуа, И. С. Глазуновым, А. М. Шиловым, православным публицистом и поэтом В. А. Никитиным, писателями А. Цветаевой, Н. А. Павлович, В. А. Солоухиным, Д. П. Огицким, В. М. Мухиной-Петринской, Б. В. Дедюхиным, композитором П. А. Оболенским, дирижером Р. В. Матсовым, солистом оперы А. П. Огнивцевым, музыкантами Л. А. Исакадзе, В. Т. Спиваковым. 2 мая 1970 года Владыка в своей домовой церкви обвенчал Мстислава Леопольдовича Ростроповича и Галину Павловну Вишневскую, на следующий день они присутствовали за Божественной литургией и причащались. Об этом было тут же донесено уполномоченному, который стал безосновательно обвинять архиерея в нарушении законодательства.
В 1973 году, как пишет в отчете Владыка, под наблюдением московских государственных организаций, начаты «грандиозные ремонтно-реставрационные работы» в Троицком кафедральном соборе г. Саратова. Произведена чинка металлических покрытий и каменно-кирпичной кладки собора, два купола, главный и на колокольне, заново позолочены. Производился ремонт колокольни и купола над собором с заменой многочисленных каменных фигурных украшений, пришедших в негодность. В следующем году отремонтировали и заменены полностью деревянные покрытия над гульбищем и притвором, заменены частично оконные и дверные рамы, произведена покраска стен. Ремонтные работы в соборе продолжались свыше четырех лет. Были заново выстроены каменно-чугунная ограда и ворота, переделана и восстановлена стенная живопись внутри собора, сделана новая покраска и новая позолота всего иконостаса, переписан фронтон на фасаде. В 1982 году Свято-Троицкий собор Саратова был взят на учет под охрану государства и на нем помещена соответствующая мраморная плита.
Во всех храмах епархии за время правления Владыки на пожертвования верующих церковные советы производили капитальные и текущие ремонты.
Смягчение государственной политики в отношении церкви наметилось еще до перестройки. Чиновник Совета по делам религий, посетивший Саратов в 1978 году, в присутствии уполномоченного сказал Владыке недвусмысленно: «Больше не будет такого давления». Постепенно отношения органов власти и Церкви претерпевали изменения, и в 1980 году Владыка отмечает, что «в отдельных случаях в приобретении строительных материалов и в поставлении рабочей силы и специалистов оказывали достаточное содействие местные горисполкомы и райисполкомы».
За усердное исполнение архипастырских обязанностей, как значится в формулировке Указа № 1354 от 2 сентября 1977 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен удостоил возведения Преосвященнейшего Пимена в сан архиепископа.
Как писал Владыка Пимен «священнослужители Саратовской епархии в основном все люди искренне религиозные, благоговейные, усердные служители престола Божия, ревностные проповедники слова Божия. Исключения, конечно, бывают, но они очень редки» [34]. К 1977 году Владыка писал, что: «число заштатных лиц постоянно сходит на нет, и наша епархия все острее чувствует нехватку в священниках и диаконах. Местные резервы почти истощились, так как более или менее достойные кандидаты из числа псаломщиков, чтецов, певчих уже рукоположены в сан. К сожалению, от Учебного Комитета к нам за последние 13 лет направлено очень мало кандидатов (всего лишь 6 человек)». К 1985 году в епархии не осталось ни одного священноинока, кроме Архиерея.
На Пасху 1982 года Владыка записал: «В 23 часа поехал на пасхальную службу. Вся площадь перед Троицким собором загорожена автобусами. Собор пуст. Не пускают никого даже внутрь храма. Послал за главным, кто здесь распоряжается. Подошел некто в гражданском: «Секретарь райкома Хорьковский», затем подошел полковник милиции Шинкаренко, полковник Максимов, начальник ГАИ области и др. Сказал им о непорядках. Они возражали, что, мол, много хулиганов. Я показал им огромную массу народа на площади и спросил: «Разве все они хулиганы?» Мне говорят: «Там много любопытных». Я ответил: «А где написано, что на Пасху нельзя впускать в церковь любопытных?» В конце концов договорились, что хулиганов пропускать не будут, а всех других пустят. Тотчас собор наполнился народом. Ночная служба прошла очень хорошо».
Большое чествование Сталинградской победы в г. Волгограде состоялось 11–13 ноября 1983 года, когда в Волгоград прибыли Митрополит Таллинский и Эстонский Алексий в сопровождении Юрия Александровича Епифанова (ныне — Архиепископ Истринский Арсений), Архиепископ Тульский и Белевский Герман и Архиепископ Саратовский и Волгоградский Пимен. 13 ноября духовенство совершило литургию в Казанском соборе города. В этот день митрополит Алексий по поручению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена вручил Архиепископу Пимену орден преподобного Сергия Радонежского II степени.
25 апреля 1983 года Владыка получил от Советского фонда мира за подписью Председателя Правления А. Е. Карпова поздравительное письмо с высокой оценкой миротворческой деятельности Владыки Пимена и вверенной ему епархии. Ежегодно Епархиальное управление перечисляло в централизованный Фонд мира 50 тысяч рублей, а кроме этого все общины перечисляли «добровольные» взносы. В 1978 году сумма, поступившая в Фонд мира от Саратовской епархии, достигла миллиона шестьдесят шести тысячи восьмисот рублей. В 1986 году, в котором отчисления епархии в Фонд мира превысили полтора миллиона рублей, на внеочередном собрании духовенства Саратовского благочиния и работников епархиального управления был зачитан реферат на тему «Миротворческие усилия Русской Православной Церкви в 80-е годы», автором которого был однокурсник Владыки по МДА благочинный Саратовского округа протоиерей Всеволод Васильцев, который впоследствии принял иночество с именем Василий и скончался в сане архиепископа Кировоградского и Александрийского († 1998).
В 1985 году широко праздновалось 40-летие Победы над фашисткой Германией, и это событие было широко отмечено во всех церковных общинах Саратовской епархии. В каждом храме были отслужены Благодарственные молебны с провозглашением многолетий и с произнесением проповедей. Архиепископ Саратовский и Волгоградский возлагал венки к Вечному огню в Волгограде на Мамаевом кургане и в Саратове у мемориального обелиска. В этом же году Владыка Пимен в сопровождении В. А. Никитина совершил поездку на Кавказ, где посетил Католикоса-Патриарха всея Грузии Илию II и Патриарха-Католикоса всех армян Вазгена I.
Время от времени, преимущественно в дни Рождественского и Великого постов, Владыкой устраивались собеседования с духовенством, приуроченные к приезду духовенства на исповедь. Духовенство Саратовского округа съезжалось в Саратов, Волгоградского — в Волгоград, в каждом из округов имелся свой духовник, совершавший исповедь духовных лиц епархии. Владыка предлагал собравшимся беседы на темы церковно-приходской жизни: «о проповедании Слова Божия, о моральном облике пастыря Церкви, о взаимоотношениях духовенства с церковными советами, о борьбе с алкоголизмом, о ведении патриотической и миротворческой деятельности и т.д.». После окончании таких бесед духовенство задавало вопросы, делилось своими недоумениями, трудностями, сомнениями.
Регулярно и придирчиво, не без указания «сверху» были устраиваемы проверки финансовой отчетности. Владыка писал: «К нам в Управление приплыли работники финотдела. Устроили колоссальную ревизию, придирались к мелочам, зачем расходуем деньги на такси (в Москву), зачем тратим деньги на банкеты, зачем покупаем иконы, книги, почему за один год куплено 4 чемодана, кто их актировал? и т. д. Беседовал с этими работниками, стыдил их и задавал вопрос: если Церковь отделена от государства, то какое Ваше дело до расходов Церкви?».
В 1985 году уполномоченный писал председателю Совета по делам религий, что «в деятельности архиепископа Пимена отчетливо просматривается недовольство положением церкви в СССР, упорное стремление увести церковь из-под контроля органов власти, расширить ее влияние на население. Пимен считает, что настало время, когда требования церкви должны быть обязательными для органов власти. ”Они должны,— как выражается Пимен,— работать на церковь”. В этих целях архиепископ Пимен окружил себя наиболее фанатичными церковниками и духовенством, которых пытается использовать в реализации своих намерений. Для сокрытия своих истинных целей Пимен принял ряд мер к усилению конспирации. В частности, он провел ”чистку” своего окружения, уволил из епархиального управления всех лиц, которых он считал лояльными к органам власти и [которые] могли представлять, по его мнению, опасность. В последнее время аналогичную работу он проводит среди духовенства Саратовской области, увольняя за штат патриотически настроенных лиц». Эти разглагольствования логично завершались требованием убрать архиепископа Пимена с Саратовской кафедры, «поскольку его дальнейшее пребывание в Саратове крайне нежелательно», вплоть до увольнения его за штат.
Даже начавшаяся перестройка не смягчила уполномоченного, и лишь в канун 1000-летия Крещения Руси его сменил В. Г. Аникеев, уполномоченным в Волгограде стал Ю. Ф. Бунеев, который заявил, «что у Совета по делам религий теперь новая линия — без ”совмещения с КГБ”».
Апрельский 1985 года Пленум ЦК КПСС показал, что политическая атмосфера в стране существенно меняется. Благожелательный тон и отсутствие антагонистической риторики в адрес Церкви в речи генерального секретаря ЦК М. С. Горбачева позволяли надеяться, что в церковно-государственных отношениях наступят долгожданные перемены к лучшему. И действительно, в 1987 году ветхий глинобитно-деревянный молитвенный дом в с. Средняя Ахтуба был сломан и вместо него построен большой каменных храм в честь Покрова Божией Матери, 14 октября он был освящен Высокопреосвященнейшим Пименом. Впоследствии также были выстроены вместо ветхих молитвенных домов Никольские храмы в г. Михайловка и в г. Краснослободске, а в г. Фролово — Богородице-Рождественский.
В опубликованном поучении Владыки Пимена в день Святого Духа есть слова, которые, думается, мы вправе применить и к нему: «Дух Святой, поселяющийся в душе человека, как яркий луч света среди окружающей темноты, освещает наш путь, дает познать наши прежние заблуждения и нашу неправду, указывает нам единственно верный путь к истинной жизни — Христу Спасителю, Который сказал: Я есмь путь и истина и жизнь… (Ин. 14, 6) Возлюбленный Господом духовный человек познает тайны любви Божией, он всех любит, он так же дышит любовью, как мы дышим воздухом. О таких людях говорил Господь: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35)».
10 декабря 2019 г.
Назад к списку