О ней не снимают кино
О ней не снимают кино
Ее давно уже нет на этой земле. Больше 40 лет назад от тяжелой болезни скончалась учитель начальных классов Смольковской школы Матрена Исаевна Вольская. Но живы сотни мальчишек и девчонок военной поры, которых она вывела с оккупированной фашистами Смоленщины, живы их дети и внуки. С этой потрясающей историей познакомила нас на Свято-Елисаветинских чтениях одна из участниц.
Спасти детей
После завоевания Смоленской области в октябре 1941 года по циничному плану фашистов местное население на этой территории должно было быть сокращено, а оставшаяся часть германизирована. Всех, кого можно было использовать, немцы принуждали к непосильному труду. Часть здорового трудового населения планировали вывезти в Европу. Чтобы спасти хотя бы детей, партизаны несколько раз предпринимали попытки вывести их мелкими группами через линию фронта.
Требовалась масштабная операция, которую и провели в июле 1942 года. Инициатором этого похода был «Батя» – Никифор Захарович Коляда, который еще в июле 1941-го был направлен в Смоленскую область для организации партизанского сопротивления. В тылу врага он создал несколько
отрядов, которые в мае 1942 года освободили 230 населенных пунктов.
Выводить детей из оккупации поручили 23-летней Матрене Исаевне Вольской. До войны она работала учителем в начальной школе в деревне Басино Духовщинского района. В ноябре 1941 года вместе с мужем Михаилом Архиповичем, учителем физики, они ушли в партизаны.
Матрена Исаевна стала разведчицей под оперативным псевдонимом «Месяц». В 1942 году она участвовала в боевых действиях и была награждена орденом Боевого Красного Знамени.
По первоначальному плану партизаны хотели перевести через линию фронта и вывезти за Урал около 1000 детей. Их решили выводить на станцию Торопец, которую отбили у немцев в январе 1942 года. Со всей Смоленской земли стали собирать детей и переправлять их в деревню Елисеевичи, которая находилась под контролем партизан. Набралось около 2000 человек. Некоторых из них приводили родственники, многие были сиротами, а кого-то даже удалось отбить у немцев.
23 июля колонна детей под руководством Матрены Исаевны двинулась в путь. Вольской помогали в этом походе медсестра Екатерина Ивановна Громова и учительница Варвара Сергеевна Полякова. По дороге к колонне дополнительно присоединялись группы детей из сожженных деревень и сел, и к станции Торопец женщины вывели уже 3240 ребятишек.
Трудный путь
Дорога была трудной. Идти предстояло чуть более 200 километров по лесистой и болотистой местности, постоянно маневрируя и меняя маршруты. Матрене Исаевне тяжело было справляться с таким количеством детей, к тому же в это время она была беременна.
Еда, которую взяли с собой дети, скоро закончилась, им приходилось питаться ягодами и травой. Во время похода колонна растягивалась на несколько километров. Но больше всего дети страдали от жажды: все колодцы в деревнях были отравлены немцами, а в водоемах плавали трупы, поэтому брать воду тоже было нельзя.
Вольская каждый день уходила в разведку на 10-15 километров вперед. Убедившись в безопасности пути, она возвращалась и поднимала детей. Линию фронта они пересекали через болота в районе деревни Слобода. В болоте должна была быть лежневка, но ее обнаружили и разбомбили немцы, поэтому детям пришлось идти через топи. В этом им помогли два местных проводника.
За все время пути дети несколько раз были близки к смерти. 25 июля в 5 часов утра колонна пришла в деревню Жируны. В этот момент немцы, которые находились на расстоянии 15 километров, начали обстрел деревни из артиллерии. Уставшие дети в последний момент успели убежать в лес, к счастью, никого не убили.
27 июля колонна попала под обстрел у деревни Ильино. Там детей должны были накормить, но когда они подошли к деревне, то увидели зарево пожарища и взрывы. Деревню бомбили. Несколько бомб упало на дорогу, прямо перед колонной. Детям снова пришлось спасаться бегством и прятаться в лесу. Из-за того, что колонна растянулась на несколько километров, задние отряды не сразу поняли, в чем дело. Вольской пришлось бежать назад и сворачивать детей в лес.
28 июля дети, измученные жаждой, вышли к реке Западная Двина и бросились к воде. В этот момент появились три немецких самолета. Они открыли огонь из пулеметов по бегущим детям и ранили одну девочку. Но большой трагедии опять не произошло. Дети снова укрылись в лесу, а самолеты, сделав еще один круг, улетели на запад.
29 июля навстречу колонне для помощи детям выехали четыре полуторки. Двести самых слабых малышей отправили на машинах на станцию. Остальные же добирались еще три дня. 2 августа измученные и обессиленные дети пришли на станцию Торопец.
Доставили живыми
Весь путь занял 10 дней. Но приключения на этом не закончились. В ночь с 4 на 5 августа за детьми пришел состав. Их погрузили в вагоны, на крышах которых были нарисованы эмблемы красного креста и большими буквами написано слово «Дети». Но фашистов это не останавливало, два раза они пытались разбомбить этот эшелон, и оба раза нацистских стервятников отгоняли от поезда наши летчики, которые прикрывали отход детей.
Дети быстро слабели: их вымотала дорога, еды в только что освобожденной местности почти не было. Их накормили всего несколько раз за шесть дней пути. Сколько они будут в дороге? Выдержат ли? У многих начались кишечные заболевания, конъюнктивит, кровили десны... 15 самых обессиленных ребятишек пришлось оставить в Ярославле.
Матрена Исаевна разослала телеграммы в разные города с просьбой принять детей. Это смогли сделать только в Горьком (сегодня – Нижний Новгород). 14 августа ранним утром администрация города Горького вместе с врачами и волонтерами встречали ценный состав на станции.
«Дети имеют ужасный вид, совершенно не имеют одежды и обуви, – было записано в акте приемки. – Приняли от Вольской 3225 детей». Многих пришлось выносить на носилках, но все же Матрена Исаевна смогла доставить их живыми. Их всех распределили по школам города. Кто-то после войны вернулся на родину, а кто-то так и остался жить в Горьком.
Без почестей и наград
После войны к Матрене Исаевне приехал ее муж. Они до конца жизни жили в селе Смольки в Городецком районе, где Вольская работала в средней школе. В тяжелых родах (трудный путь дал о себе знать) родила сына, затем второго сына. О той героической эвакуации детей 1942 года Матрена Исаевна особо никому не рассказывала и на все вопросы отвечала: «Я просто выполняла задание. И все». А между тем это самая масштабная операция по спасению детей за всю историю Великой Отечественной войны.
С теми, кого она вывела из смоленских лесов, Вольская встретилась только в 1977 году, за год до смерти. Впоследствии участники знаменитого перехода неоднократно приезжали в Смольки, среди них была и единственная из трех оставшаяся в живых руководительница колонны Варвара Сергеевна Полякова.
В нашей стране тысячи Героев Советского Союза, которые получили высокое звание за свои подвиги, а вот Матрена Исаевна не удостоилась никакой государственной награды за спасение жизней трех с лишним тысяч детей. Помните, люди, подвиг юной разведчицы «Месяц». В ее лице мы чтим всех учителей, которые занимались эвакуацией детей в военное время. Всех тех, кто способен и учить, и воспитывать, и жертвовать собой ради своих учеников.
Марина Хухлаева 10 декабря 2019 г.
Назад к списку