Вопросы батюшке
Вопросы батюшке
Вопрос священнику. Новые ответы
Здравствуйте! Хотелось бы узнать, требуются ли вам волонтеры/добровольцы? Хочу помогать людям. Но не знаю, куда обратиться. Алина
Алина, Вы можете обратиться напрямую в отдел по делам благотворительности и социального служения Саратовской епархии — тел. (8452) 23-10-05. Кроме этого, волонтерское служение организовано при многих храмах города. Например, при Свято-Троицком кафедральном соборе (см. раздел социальное служение на сайте собора), Покровском храме (кстати, волонтеры Покровского храма занимаются очень интересным проектом — изготовлением тактильных книг для слабовидящих), Петропавловском храме (волонтеры храма посещают Отделение детской профпатологии и гематологии, а также 6-ю Городскую больницу).
Здравствуйте! Такой волнующий вопрос. Привезли воду из монастырского святого источника. Через пять дней появился неприятный запах. Бутылка пластиковая, покупали до этого там же с водой, закрытую. То есть бутылка была чистая. Почему такое может быть? Спаси Господи! Николай
Такое случается. И не только со святой водой. Например, могут засыхать и плесневеть просфоры. Происходит это по вполне естественным причинам. Но если такое произошло, то святую воду следует вылить в непопираемое место.
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, правда ли, что елейная соль помогает от алкоголизма? Если да, то где ее можно приобрести? Моей младшей сестре очень нужна помощь. Татьяна
Уважаемая Татьяна, о так называемой «елейной соли» впервые узнал именно из Вашего вопроса. Но посмотрев несколько ссылок в интернете по запросу «елейная соль» понял, что это очередная «утка» —якобы народное средство, придуманное неким монахом и вызывающее стойкое отвращение к спиртному. Я понимаю Ваше искреннее желание помочь сестре, но, к сожалению, таких чудодейственных средств просто не существует. Поэтому не тратьте зря деньги на покупку.
Вашей сестре прежде всего необходимы покаяние и молитва, которые должны быть связаны с искренним желанием исцелиться от недуга пьянства.
Здравствуйте, батюшка. Хотелось бы спросить у вас совета, так как нахожусь в недоумении, как поступить. С молодым человеком собираемся вступать в брак. Мои родители настаивают на венчании, но мой жених не крещен. Его семья исповедует другую веру, хотя он сам никогда не посещал их церковь. Но и на крещение в Православии он пока не может решиться, а я не могу его заставлять. Как нам поступить правильно? Благодарю за ответ! Светлана
Светлана, венчаться в Вашей ситуации нельзя. Даже если родители очень этого хотят. Я не совсем понял из вопроса, что именно подразумевается под «исповеданием другой веры» и «церковью», которую Ваш жених никогда не посещал. Если родители жениха католики или протестанты — это одно. Если же, например, мусульмане, — совсем другое. Другое не в том смысле, что они хуже, а в том, что Вас может ждать полная перемена жизни и всего того, к чему Вы привыкли. Хотя часто бывает и так, что принадлежность к вере ограничивается лишь соблюдением некоторых традиций и праздников. Поэтому таких людей верующими можно считать лишь формально.
Постарайтесь объяснить родителям, что нельзя заставить человека креститься, чтобы потом можно было венчаться. Принятие крещения должно стать осознанным личным выбором. Человек может креститься только тогда, когда поверит в Господа Иисуса Христа как в своего Спасителя и Сына Божия, захочет жить христианской жизнью и стать церковным человеком.
Здравствуйте! Перед крещением ребенка забыли сказать священнику, что крестик куплен в магазине и не освящен. И только потом я поняла, что на малыша надели неосвященный крест. На следующий день, когда причащали ребенка, мы попросили освятить крестик, нам освятили. Скажите, пожалуйста, нет ничего страшного в том, что мы освятили крест только на следующий день после крещения? Я очень за это переживаю и виню себя. Татьяна
Татьяна, конечно же, в этом нет ничего страшного. Поэтому не нужно беспокоиться и винить себя. Скажу Вам даже больше: «чин благословения креста к ношению на персех» (то есть чин освящения нательного крестика) появился в православной традиции довольно поздно, хотя распространен сейчас повсеместно. К сожалению, с нательными крестиками связано очень много суеверий, особенно распространившихся в нецерковной среде. В частности, считается, что ни в коем случае нельзя надевать на себя неосвященный или чужой крестик. Но это не более чем суеверие — суетная, ложная вера.
Православие и современность.Ru
1 ноября 2018 г.
Вопрос священнику
Отвечает священник Василий Куценко
Здравствуйте! Мне 25 лет, я живу с родителями. Уже более десяти лет у меня натянутые отношения с отцом. Отношения между родителями тоже достаточно сложные, частые споры на одни и те же темы. Я знаю, что отец очень переживает за меня, беспокоится о моем будущем, но от него я слышу одни нравоучения, иногда сарказм, а не слова поддержки и ободрения. Он достаточно пессимистичен во взглядах. Я и мама от него отличаемся в отношении к миру, из-за чего и конфликты. Такое ощущение, что я для отца всегда не дотягивала до образа идеальной дочери, и эту мысль он хорошо мне внушил за годы. Я росла с чувством неполноценности, с заниженной самооценкой все время. Я пробовала поговорить с ним, но мы друг друга словно не слышим. В итоге я только злюсь на него, на любую критику в мой адрес раздражаюсь, а когда пытаюсь вспомнить и понять, любила ли я его вообще когда-нибудь, в душе — пустота, ничего. Я понимаю, что он такой же человек, как и я, у всех нас свои душевные травмы, нередко с детства, но простить его и относиться к нему с теплотой пока не могу. Это меня сильно мучает, до слез больно в душе и стыдно за такое. Я, наверное, не знаю, как это простить по-настоящему. Как простить человека, зная, что он не изменится, будет вести себя так же? Как его принять таким, какой он есть, и так, как он к тебе относится? Подскажите, пожалуйста, как мне быть. Анастасия
Анастасия, какими бы сложными ни были отношения с Вашим отцом, следует соблюдать заповедь: почитайотца твоего и мать твою (Исх. 20, 12). Поэтому главное, на мой взгляд, научиться терпению по отношению к отцу. Вы и сами пишете, что от раздражения в душе остается только пустота. Поэтому увеличение разрыва в отношениях путем ссор и обид создаст еще большее чувство опустошенности.
Но чтобы пустота ушла, нужно попытаться полюбить отца. Пусть это будет тяжело, пусть не так быстро, как хотелось бы нам. Но без любви отношения не придут в норму. А ведь чем больше разрыв, тем тяжелее его преодолевать.
Конечно, нередко родителям хочется видеть детей «идеальными», воплотить в них то, чего они сами по каким-то причинам не смогли или не успели в личной жизни. Но нам, детям, нужно постараться принять это как проявление любви и заботы (да Вы и сами об этом пишете). И пусть эти любовь и забота не всегда именно такие, какими хотим видеть их мы.
Проявляя терпение, мы будет однозначно поступать по-христиански, и это принесет нам пользу. Порой нужно время, и, возможно, не малое. Чувство настоящего, искреннего прощения можно ощутить через молитву. Молитву за родителей и за себя. Ведь без молитвенной поддержки мы очень мало можем сделать. Также большую пользу может принести общение со священником на исповеди. Не бойтесь рассказывать о Ваших сложностях. Надеюсь, что с помощью Божией семейные отношения наладятся.
Здравствуйте! Я поклялся злым силам здоровьем человека, что выполню определенные дела, но не смог этого сделать (я не желал зла человеку, которым клялся). Можно ли отменить мою клятву? И чтобы мои слова не отразились на человеке? Спасибо большое! Никита
Никита, в Евангелии Господь Иисус Христос говорит: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (Мф. 5, 34–37). Его слова повторяет апостол Иаков в своем послании: Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: “да, да” и “нет, нет”, дабы вам не подпасть осуждению (Иак. 5, 12). Потому и ответ на Ваш вопрос может быть только один: клясться вообще не нужно, тем более — «злым силам». Дело даже не в том, желали Вы кому-либо зла или нет, а в самом обращении к злу. На другом человеке это никак не отразится, но Вам самому следует сходить в храм и на исповеди принести покаяние в неразумной клятве.
Здравствуйте! Я вообще не употребляю спиртное, ни в каком виде. Но мой муж может позволить себе выпить по праздникам и выходным. Я хочу, чтобы он тоже не пил, как и я. Я его уговариваю, но он не соглашается. И каждый раз, когда наступают праздничные дни или конец рабочей недели, я начинаю обижаться, и мы ссоримся. Наши взгляды на этот счет очень расходятся. Что нам делать? Посоветуйте, пожалуйста. Ольга
Дорогая Ольга, прежде всего, нужно относиться друг к другу с терпением. Особенно – к слабости Вашего супруга к спиртному. От постоянных обид и ссор Ваш супруг точно не «завяжет» с алкоголем, а вот на личных отношениях это скажется только отрицательно. Для очень и очень многих людей бутылка-другая пива по выходным или более крепкий алкоголь по праздникам воспринимается как вполне естественная часть досуга. Хорошо это или плохо? Если алкоголь начинает вызывать зависимость, и мера пива по выходным начинает явно превышать пределы разумного, это однозначно плохо. Если человек соблюдает рамки и сохраняет здравый разум, то дай Бог, чтобы все это не превратилось в страсть к спиртному.
Ольга, постарайтесь не обижаться на супруга. Обязательно молитесь за него. Проводите с ним больше времени по выходным или праздникам. И помните замечательные слова апостола Павла: Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал. 6, 1–2).
Здравствуйте! Понимаю, что прозвучит это странно, но как «найти и принять Бога в себе»? Мне 19, я крещеная (крестили, когда была совсем маленькой). Но в храм захожу не часто, стесняюсь этого. Когда мама предлагает пойти на службу вместе, всегда отказываюсь. Но время от времени захожу в храм одна или с верующими подругами. Есть ли какая-то литература, которая могла бы помочь мне стать тверже в вере? С уважением, Екатерина
Екатерина, ответить на Ваш вопрос довольно сложно. Потому что речь идет о личном опыте веры. Такой опыт нельзя обрести механически или автоматически: делайте то-то и то-то и через столько-то дней вы гарантированно получите духовный опыт. Найти Бога в себе — значит сказать вместе с апостолом Павлом: Уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня (Гал. 2, 20).
И путь к обретению Бога может стать путем в целую жизнь, почему христианская жизнь, жизнь в Церкви и становится ежедневным подвигом преодоления себя, своих недостатков, сомнений и страхов. Подлинный духовный опыт богообщения — это не просто интеллектуальное признание того, что Бог есть. Это живая жизнь с Богом.
Могу сказать одно: не следует отказываться от предложений мамы сходить в храм. Следующим шагом должно стать участие в Таинствах Исповеди и Причастия. Именно причащаясь Тела и Крови Христовых, мы и получаем опыт единения с нашим Господом и Спасителем Иисусом Христом.
Если говорить о книгах, то прежде всего нужно начать с чтения Евангелия. Еще я бы рекомендовал почитать «Исповедь» блаженного Августина. С одной стороны, эта книга может показаться сложной, но, с другой, блаженный Августин создал автобиографическую повесть о своем опыте обретения Бога. Поэтому «Исповедь» будет, несомненно, полезна именно для Вас.
Батюшка, простите за подобный вопрос. На причастии младенца случайно перепутала ее имя, назвала свое, а батюшка так быстро причастил, что я поправить его не успела, а потом и постеснялась уже подойти. Как теперь быть? Девочка крещеная (это ее первое причастие). Наталья
Наталья, здесь нет ни малейшего повода для беспокойства. Бывает, что мы можем перепутать имена просто случайно или от волнения. Ведь главное – для чего вы принесли ребенка в храм – произошло: девочка причастилась Святых Христовых Таин.
К сожалению, с именами связано очень много суеверий. Но суевериям верить не нужно и даже вредно. От того, что Вы перепутали имя, с ребенком ничего не случится.
Православие и современность.Ru
10 июля 2018 г.
Юные читатели газеты «Церковная жизнь» и посетители сайта «Православное Заволжье» присылают нам свои вопросы о вере, Боге и Церкви, а мы адресуем их батюшкам. На этот раз клирику Свято-Троицкого кафедрального собора священнику Димитрию Вразовскому.
– Как святые нас понимают, если они при жизни говорили на другом языке?
– Конечно же, святые нас понимают, ведь в Царствии Небесном нет никаких языковых преград. Вспомним, что когда-то в глубокой древности все люди говорили на одном языке. В Пятидесятницу Святой Дух, сойдя на апостолов, освятил их проповедь так, что ее мог понять любой услышавший. Принося свои моления святым, по слову святых отцов, мы не просто общаемся с ними, мы говорим на «языке души».
– Как понять, что душа стала грязной от грехов? Ведь мы ее не видим.
– Да, мы не можем увидеть нашу душу, но можем почувствовать ее состояние благодаря особой Божественной силе – совести. Славянское слово «совесть» значит со-весть, т.е. со-вестник, который ведает наши добрые и злые дела, помогая человеку чувствовать грех.
– В каком возрасте пребывают души на том свете?
– На этот вопрос нет точного ответа. Есть два мнения. Первое: души людей пребывают в том же возрасте, что и в земной жизни. Другие же предполагают, что все души находятся в «возрасте Христовом» – 33 года.
20 ноября 2018 г. источник газ.,,Церковная Жизнь,,
Вопрос священнику
— Можно ли матери или отцу, бабушке или дедушке быть крестными у своего ребенка, внука?
— Мать и отец по канонам и традициям Православной Церкви не могут стать крестными своего собственного ребенка. На них и без того возложена обязанность духовного воспитания своего чада. Задача крестных — помочь кровным родителям в христианском воспитании восприемника, а в случае смерти родителей постараться заменить их, насколько это возможно. Дедушки и бабушки могут стать крестными родителями внуков.
— Католики в своих костёлах, соборах во время службы сидят на скамьях, мусульмане молятся, сидя на коврах… Почему христиане выстаивают долгие службы?
— Этому есть несколько объяснений. Во-первых, православные христиане на богослужении также могут в определенные моменты (например, во время чтения Псалтири) сидеть. Но дело в том, что в наших храмах просто нет места, чтобы расставить там лавочки или стулья. Тогда просто не смогут войти в храм все желающие помолиться. В православной Греции есть стулья в храмах, но там гораздо больше храмов, чем в России. Например, на греческом острове Корфу на 110 тыс. человек населения приходится 800 храмов. Как правило, это небольшие храмы, в которые ходят постоянные прихожане из близлежащих домов. Потому там у каждого есть, условно говоря, свое место. Теперь сравните с ситуацией в Покровске, где население вдвое больше, а храмов в 100 раз меньше.
В православных храмах есть скамейки, и немощные, больные или просто очень уставшие люди могут всегда присесть. Однако ревностные прихожане стараются простоять всю службу, не разговаривая и без нужды не перемещаясь по храму. Ведь это наша небольшая жертва Богу. Если мы не всегда можем отдать Богу свое сердце, внимательную молитву, тогда постараемся посвятить Ему хотя бы часть своего времени, свой труд. Кроме того, богослужение в греческих и русских монастырях, в которых монахи могут часть времени сидеть, продолжается от 5 до 9 часов. А мы приходим в храм на 1,5–2 часа. Это время можно и постоять.
По опыту знаю, что стоя молиться легче: чувствуешь себя более собранным, сосредоточенным на молитве, и как это ни покажется странным, более свободным. Наверное, поэтому у постоянных прихожан не возникает такого вопроса.
— Когда идешь в храм, около него всегда есть просящие милостыню, и часто это люди пьющие, бомжи, цыгане с малышами. Как к этому относится Церковь и надо ли им подавать?
— Относиться к этому нужно по-разному, потому что разные жизненные обстоятельства доводят человека до нищеты. У кого-то это следствие большого горя, несчастного случая, сломавшего человека. А кто-то просит милостыню, опускается из-за собственной лени, из-за нежелания трудиться или бороться со своими страстями (например, с алкоголизмом). И решить с первого взгляда, какой случай перед Вами, как правило, невозможно. Потому если есть желание помочь человеку, но Вы сомневаетесь, что деньги пойдут на благие цели, а не на очередную порцию спиртного, подайте ему лучше булку хлеба. Кстати «профессиональные» нищие, для которых милостыня — постоянный источник дохода, а не жест отчаяния, скорее всего откажутся от еды и попросят денег (а порой и сумму назовут). Таким людям подавать, я думаю, не стоит вовсе.
Если же Вы хотите кому-то по-настоящему помочь (не ограничиваясь 50 копейками, случайно найденными в кармане), обратитесь в социальную службу Свято-Троицкого собора. Руководитель этой службы Наумова Нина Алексеевна расскажет Вам о людях, у которых есть дети-инвалиды, которые сами тяжело и серьезно больны. Эти люди, как правило, никогда не встанут около храма с протянутой рукой, но их нужда не менее острая, чем у тех, кого Вы перечислили. Ваша помощь обязательно дойдет до адресата и не принесет Вам столь мучительных раздумий.
— Как часто надо исповедоваться и причащаться?
— Этот вопрос личный, ответ на него зависит от вопрошающего: как часто ходит он в храм, насколько воцерковлен? В настоящее время сложилась практика, согласно которой постоянные прихожане, которые регулярно посещают богослужение, стараются причащаться и исповедоваться не реже чем два раза в месяц, а также в дни двунадесятых, великих праздников. Но в любом случае следует спросить благословения у священника, который и определит для Вас, с какой регулярностью следует приступать к Причастию.
Что касается исповеди, тут сложно определить какую-то закономерность. Нужно исповедоваться каждый раз, как только почувствуешь, что совершил поступки, в которых следует покаяться. Причем делать это нужно довольно часто: чем чаще человек задумывается о своих поступках, приносит в них покаяние, тем внимательнее его жизнь и тем больше вероятность, что он будет реже грешить. Ведь в Таинстве Покаяния Господь не только прощает человеку грехи, но и дает силы исправить свою жизнь.
—У нас родился ребенок, я хотела его покрестить, а муж говорит, что он еще мал для этого, обряд крещения нужно совершать в сознательном возрасте. Так ли это?
— В Православной Церкви в настоящее время совершается Таинство Крещения и над взрослыми, и над детьми. При этом взрослый человек должен быть знаком с основами христианской веры, которую собирается принять, и с правилами жизни христианина. Для этого в наши дни люди, собирающиеся принять Таинство Крещения, обязательно должны пройти огласительные беседы.
Ребенок, особенно младенец, ни узнать, ни понять этого не может. Но Церковь крестит его по вере и молитвам родителей и восприемников. Это значит, что родители — и крестные, и кровные — дают обещание Богу, Церкви воспитать ребенка в Православии.
Конечно, есть доля истины в словах мужа. Вера осознанная, порой выстраданная, воспринимается как личный выбор. В то время как вера, приобретенная, так сказать, по традиции, не всегда ценится. Но все же если Вы с супругом люди верующие, лучше покрестись ребенка в младенчестве. Ведь тогда за него будет молиться Церковь, Вы сможете поминать его во время Литургии. А молитвы матери, соединенные с общецерковной молитвой, могут спасти ребенка от многих бед.
— Сейчас много смешанных браков, когда супруги являются представителями разных вероисповеданий. Как Православная Церковь относится к переходу из одной веры в другую? Как совершается этот обряд?
— Православная Церковь исповедует, что христианство есть единственно истинная религия из всех мировых религий. Это не снобизм, не пренебрежительное отношение к инакомыслящим, а просто честная позиция. Если мы внимательно познакомимся с основными положениями мировых религий, то увидим, что во многом они противоположны. Например, в христианстве есть учение о Боге-Личности, а в буддизме его вовсе нет. Христианство учит, что Бог есть Любовь, а Христос есть Сын Божий и Господь, в исламе доминирует представление о Боге — строгом Судии, а Христос воспринимается как один из пророков. Нельзя говорить на одну и ту же вещь, что она и черная и белая одновременно, также нельзя сказать, что Вы христианин и мусульманин в одном лице. Нужно что-то выбирать.
Поэтому к переходу из других религий в Православие Церковь относится хорошо. Мусульмане, буддисты, а также люди, исповедующие всевозможные оккультные представления о мире, должны познакомиться с основами христианства, исповедоваться и принять Таинство Крещения. Протестанты традиционных деноминаций и католики переходят в Православие через покаяние и участие в Таинстве Причастия, перед которым исповедуют православный Символ веры.
Когда, напротив, христиане отрекаются от исповедания Христа как Бога, Церковь относится плохо в силу выше означенных причин. Здесь никакого обряда со стороны Церкви быть, конечно, не может. Человек по своей воле отпадает от церковного общения и может быть принят обратно через покаяние.
Что касается браков, то, наверное, можно утверждать, что сейчас много семей, в которых супруги, формально принадлежа к определенной религии, жизнью своей не исповедуют ни одну из них.
— Сейчас очень популярны поездки по святым местам, в частности, в Дивеево, которые всегда сопровождаются купанием в святых источниках. Хотелось бы узнать, существуют ли какие-то каноны для такого омовения? Говорят, например, что окунаться в источник надо непременно с головой.
— По благочестивой традиции в источник окунаются с головой, трижды, с молитвой «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Однако следует отметить, что купание в святых источниках не является непременным и обязательным атрибутом посещения святых мест, а служит лишь дополнением к паломнической поездке.
Если Вы отправляетесь в Дивеево или другое почитаемое место — в монастырь или храм, в первую очередь там стоит посетить богослужение, по возможности исповедоваться и причаститься, познакомиться с историей обители, почитать канон или акафист чтимому святому. А потом, если у Вас есть решимость, позволяет состояние здоровья, окунуться в источник. Нужно внимательно следить, чтобы купание, приобретение иконочек, маслица не заслонили в Вашем сердце главного — молитвенного обращения к Богу и святым.
25 сентября 2012 г.
Назад к списку