Более 30 храмов Украинской Православной Церкви захвачено в послемайданный период на Украине. Наибольшие испытания выпали западным регионам страны. Особенно буйствовали раскольники и боевики запрещенного в России «Правого сектора» – при попустительстве, а часто и при содействии местных властей – в Тернопольской и Ровенской епархиях. В Тернопольской области дошло до того, что 15 октября 2015 г. филаретовский раскольник Анатолий Зинкевич с трибуны облсовета призывал отобрать Почаевскую Лавру у канонической Церкви. За месяц перед этим в селе Катериновка произошло побоище верующих, отстаивающих храм Георгия Победоносца, 18 человек пострадало от рук боевиков. Невзирая на решение судов в пользу православной общины, храм не был возвращен законным владельцам.
В Катериновке
И вот за короткий срок верующим села удалось построить новый храм. Только на работы по установке фундамента православные села собрали более 120 тыс. гривен. После освящения храма и Божественной литургии правящий архиерей митрополит Сергий отметил, что «подвиг – не в силе внешней, не в могуществе людской, не в славе земной, а в кротком, смиренном, послушном и верном сердце».
Два года назад автору этих строк удалось побывать в Катериновке вскоре после побоища 21 сентября 2015 года. Мы подъехали на автомобиле к захваченному храму, на дверях висели замки с опечатывающими наклейками, на сломанный забор была наброшена колючая проволока, у храма стояла машина полицейского наряда. Несколько дней назад здесь пролилась кровь защитников храма, молодчики «Правого сектора» в балаклавах избивали верующих дубинками, выкручивали руки, травили слезоточивым газом. А в тот день село будто вымерло: сердце села – святой храм, где испокон века молились деды-прадеды, где крестили, венчали и провожали в мир иной его жителей, – было ранено и облито кровью. Нас провели в дом сестры-хозяйки прихода Анны, где собралась группа женщин. 70-летняя Елена Николаевна, живущая рядом с храмом, рассказывала, как в ее дом ворвались зверствующие налетчики, требовали ключи, грозили и издевались.
Молодчики в балаклавах избивали верующих дубинками, выкручивали руки, травили слезоточивым газом
Регент Неонила, педагог по образованию, подверглась настоящему гонению: соседи, с которыми жили в мире десятилетия, называли ее «москалькой» и «пособницей сепаратистских убийц». Настоятель храма протоиерей Сергий Гладун находился в больнице. Супруга настоятеля матушка Валентина во время захвата храма была дома с тремя малолетними детьми: налетчики ломились в двери, стучали в окна, дети перенесли настоящий стресс. Видеосъемки с побоищем у Георгиевского храма в Катериновке облетели интернет, в Киеве в Синодальном информационно-просветительском отделе УПЦ прошли пресс-конференции с участием пострадавших жителей села. Состоялись суды разных уровней, доказавшие незаконный рейдерский захват храма, но местные органы самоуправления проигнорировали эти решения. Удивляться не приходится, ведь операцией по захвату храма вместе с «правосеками» заправляла глава сельсовета Виктория Дрель. По сходному сценарию захватывались храмы и в других западных регионах страны.
В тот период престарелый раскольник лжепатриарх Филарет то и дело принимал у себя на Пушкинской, 36 лидеров «Правого сектора», награждая «патриотов» за умелую борьбу «за незалежну церкву».
Менее чем через два года был построен и освящен новый храм в Катериновке
Когда страсти поутихли, жители Катериновки стали «приходить в себя», многие отказались от поставленных подписей, собранных филаретовцами «про передачу храму Київському патріархату», изгнанная община молилась в доме одного из прихожан, удалось добиться выделения места под строительство нового храма. И что удивительно: люди стали жертвовать средства. «Нічого у них не вийде!» – злобствовали раскольники. Но захваченный храм практически пустовал: на службы приходила горстка «свідомих». Как правило, ничего не смыслящих в православной вере из числа бывших коммунистов и атеистов, политически ангажированных и агрессивно настроенных людей. Но у исповедников «вийшло», и очень скоро: менее чем через два года новый храм был построен и освящен.
Вера, Надежда и Любовь
Высокопреосвященный Сергий в своей проповеди рассказал, как в начале 1990-х в Тернополе был отобран кафедральный собор УПЦ, что на ул. Русской, 22, как власти долго препятствовали выделению нового места под строительство и как в короткое время с помощью Божией удалось воздвигнуть красавец-собор во имя мучениц Веры, Надежды и Любви и матери их Софии.
Пребывая на Святой Земле, владыка молился, чтобы Господь указал, как наречь новую святыню, в чью честь назвать главный престол. После службы к митрополиту подошла молодая монахиня и предложила пожертвование на строительство собора. «Как ваше имя?» – спросил владыка. «Вера», – ответила та. Конечно же – Вера! Вера, Надежда и Любовь!
Новый кафедральный собор Тернополя – украшение города, жемчужина православного зодчества. Здесь с молитвою по благословению митрополита Сергия трудились художники-мозаисты из Украины, России и Белоруссии: храм украшен мозаичным полом из белого, кофейного, малахитового мрамора, белоснежным каменным иконостасом, мозаичными изображениями Тайной вечери и Богородицы Оранты в апсиде, мозаикой Спаса Вседержителя под главным куполом.
Владыка Сергий не устает повторять: гонения – это испытание нашей веры
На богослужениях храм переполнен верующими. Несмотря на то, что Тернополь, как и другие города Западной Украины, остается одним из центров радикальных националистов и ненавистников канонической Церкви. Но здесь, в месте, где умножается грех, преизобилует и благодать, по слову апостола (ср. Рим. 5: 20). Новые православные храмы строятся, и число прихожан умножается. И все эти годы, да даже уже и десятилетия, владыка Сергий не устает повторять, что гонения – это испытание нашей веры, ибо по слову Христа: «Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, мене ради: радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» (Мф. 5: 11–12).