МИХАЙЛО-АРХАНГЕЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ СЕЛА КВАСНИКОВКА.
Деревянная Михайло-Архангельская церковь
Украинское село Квасниковка было основано во второй половине XVIII столетия чумаками из Харьковской и Полтавской губерний, приглашёнными в Поволжье указом от 1747 года возить эльтонскую соль. Приехавшие получали по 30 десятин земли и освобождались от всех повинностей, кроме лоцманской. За перевозку соли малороссы получали сначала 6 копеек за пуд, с 1807 года – 10–13 копеек5. В самой Квасниковке бытует другая версия появления села, согласно которой образовалось оно в 1727 году и было заселено малороссами, занимавшимися в основном "квашением шкур", с чем и связано название поселения, произносившееся ранее на украинский лад как "Квасныкине"6. В 1837 году в селе был построен православный молитвенный дом, освящённый по благословению епископа Царицынского и Саратовского Иакова как временная церковь 12 (25) марта 1839 года во имя Архангела Михаила. Здание было деревянным, холодным и имело колокольню. В 1847 году квасниковский приход насчитывал 209 дворов, 612 мужчин и 648 женщин7. В 1850 году вместо моленной тщанием прихожан выстроили новый холодный однопрестольный деревянный Михаило-Архангельский храм с колокольней8. Село располагалось на дороге от Саратова к Астраханской губернии, в канун отмены крепостного права в нём в 230 домохозяйствах проживали 811 мужчини 891 женщина9. Административно Квасниковка после крестьянской реформы с одним обществом бывших государственных крестьян входила в Узморскую волость Новоузенского уезда Самарской губернии и располагала 10246 десятинами удобной земли, 1755 неудобной и 187 десятинами леса10. В середине 1880-х годов в селе насчитывалось 512 дворов, 1213 мужчин и 1097 женщин, среди которых грамотными были 306 мужчин и 25 женщин, 81 мальчик и 22 девочки5 учились в открытой в 1868 году земско-общественной школе11. Сеяли квасниковские крестьяне преимущественно пшеницу, а также в гораздо меньшем количестве рожь, посевы прочих хлебов были незначительными. Площадь прибрежных лугов, размывавшихся Волгой, в третьей четверти XIX века сократилась на 250 десятин. Из усовершенствованных сельхозорудий крестьяне использовали 209 железных плугов, пять веялок и одну жнейку. Лошадей держали 1340 голов, жеребят – 156, волов – 43,коров – 529, телят – 415, овец – 1613, свиней – 463, коза на всё село была одна. В селе имелось 86 садов и 21 торгово-промышленное заведение, из жилых построек 437 были деревянными, шесть из сырцового кирпича, одна из камня, также три семьи жили в землянках5. В 1891 году в Квасниковке открылась женская церковно-приходская школа11. В 1897 году в селе насчитывалось 541 домохозяйство, 1455 мужчин и 1360 женщин, помимо церкви и двух школ работали водяная и 15 ветряных мельниц12. Михаило-Архангельский храм на тот момент вмещал тысячу богомольцев, но уже заметно обветшал13. В 1898 году его выкрасили внутри масляными красками, после чего планировалось реконструировать старую и узкую колокольню. Вместо этого рядом в церковной ограде (каменной с деревянными решётками)14 решено было построить новый каменный храм13. Для этого в октябре 1898 года сельский сход постановил выстроить кирпичный завод15, а в 1902 году епархиальный архитектор Т. С. Хилинский принял на себя руководство постройкой новой церкви16. В том же 1910 году в селе открылась вторая земская школа и завершилось строительство каменной церкви. Новый храм, возводившийся на средства квасниковского общества, был тёплым, вмещал три тысячи прихожан и имел колокольню и три престола, из которых освятить успели только главный во имя Михаила Архангела. В штат причта входили священник, диакон и псаломщик, проживавшие в деревянных общественных домах. Приходская школа занимала каменную церковную сторожку 1893 года постройки11. Последняя со временем стала слишком тесной для школы, и в ноябре 1913 года во время своего визита в село земский начальник Н. К. Лисовский озвучил планы расширения здания22, осуществить которые помешали война и революция11. 2 (15) апреля 1911 года в Квасниковке основали сельскохозяйственное общество (примечательно, что в числе его учредителей был главный участник революционного схода 1906 года Д. К. Шатько,дело против которого так и не было возбуждено)23. В январе 1915 года в Квасниковке начало работу третье земское училище11. В 1927г. в притче церкви значились: настоятель священник Алексей Фёдорович Антонов,псаломщик Фёдор Феофанович Кузнецов. 28 ноября,а вдругих документах 8 декабря 1931г Михаило-Архангельская церковь была закрыта и впоследствии разрушена29. Сейчас на фундаменте церкви стоит клуб,а библиотека была церковной сторжкой.
Дом культуры
Бывшая церковная сторожка, ныне библиотека
Источник :
И. Козловский, 2017 (последнее изменение: 09.05.2017)
Использование статей энциклопедии разрешено при условии наличия ссылки на первоисточник. saratovregion@rambler.ru(c) Большая Саратовская Энциклопедия, 2010–2017. Источник |
ИЗ ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВНОЙ МИХАЙЛО - АРХАНГЕЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ СЕЛА КВАСНИКОВКА.
Из книги Е.М.Ериной ,,ПОД ПОКРОВОМ БОГОРОДИЦЫ,,
Мы не знаем точной даты образования села Квасниковка. Вернее всего, поселение возникло после 1747 года, в 1750-е годы, когда вокруг слободы Покровской был образован ряд сёл, жители которых стали солевозчиками. Также неизвестна и дата строительства первой церкви в селе. Но интересно отметить, что в одной из клировых ведомостей была обнаружена следующая запись, датированная 1858 годом: «Здание, принадлежащее к сей церкви - деревянная временная ветхая церковь». Это дало право предположить: первая церковь была построена либо на рубеже XVIII-XIX веков или же в самом начале XIX века.
Новая церковь была построена в 1850 году на средства прихожан также из дерева. Престол в ней был освящен во имя Архистратига Божия Михаила. Здание вмещало 700 богомольцев. Печи в здании не были устроены. Причт по штату на 1858 год состоял из священника, дьякона и пономаря (в других документах - псаломщика). Жалованье они получали, как и в других церквях епархии, соответственно должностям-108,36 и 24 руб. в год серебром. Священнослужители жили в деревянных домах, принадлежащих обществу. Построены они были в 1860 году. Церковь имела 50 десятин пахотной и 16 - сенокосной земли, отмеренных землемером слободы Покровской Островским. Земля сдавалась в аренду. Имели усадебную землю и священнослужители: у священника - 25 саженей на 10-ть, у дьякона - 23 на 8-мь, у псаломщика -12-ть на 12-ть. На 1910 год в Ведомости о церкви значилось усадебной земли с погостом 1110 кв. саженей, 36 десятин пахотной и 18 сенокосной земли. Пахотная - находилась в 7 верстах от села, сенокосная—в трёх. Средний доход от сдачи земли в аренду составлял 300 рублей в год.
Михайло-Архангельская церковь ни домовой, ни приписной церквей не имела. От Самарской губернии, от епархии, церковь отстояла в 419 верстах, от Благочинного - в 45-ти, от уездного города Новоузенска - в 180 верстах. Ближайшая Крестовоздвиженская церковь находилась в селе Терновка в 12 верстах, в 15-ти - церкви Покровской слободы (Покровская, Петропавловская, Троицкая, Александро-Невская, Крестовоздвиженская, Вознесенская).
Для нас очень важно отметить, что метрические и исповедные книги сохранились с 1837 года, что ещё раз показывает, что церковь в селе была задолго до 1850-года. Сведения о проведении описи церковного имущества сохранились в Ведомости о церкви за 1857 год. Далее она проводилась также в 1891-м и 1909 годах. В приход церкви входили хутора Аниськов (Анисков) и Бандуркин На 1857 год в Квасниковке было 227 дворов (домохозяев) - 625 лщ, мужского пола, 677 - женского. На хуторе Аниськов: 23 домохозяина, 62 - мужского и 72 - женской,пола. На хуторе Бандуркин: 4 двора, 16 лиц мужского пола, 24 - женской. Хутор Аниськов находился в трёх, а Бандуркин - в 4 верстах от села Квасниковка. Церковная летопись велась с 1867 года. При церкви была небольшая библиотека. Большую работу проводило и попечительство, правда, установить когда оно было создано, пока не удалось. К концу XIX века, когда солевозный промысел угас и государствен- ! ные крестьяне занялись сельским хозяйством, Покровская слобода и поселения вокруг стали быстро расти. К началу XX века в Квасниковке было около 4 тысяч человек. Небольшая деревянная церковь уже не вмещала богомольцев. Начался сбор средств сельским обществом, ив 1910 году в Квасниковке выросло каменное здание трёхпрестольной отапливаемой церкви, вмещающей одновременно 3 тысячи человек. Колокольня, как и церковь, была каменной. Часовни при церкви не было. Кладбище находилось за селом на специально отведённой террито- I рии, ограждённой дощатым забором.
Главный престол в новой церкви был освящён в том же 1910 году во имя Архистратига Божия Михаила.
В летописи отмечалось, что церковь обеспечена утварью и богослужебными книгами, но «древних святых евангелиев, напрестольных I крестов и школ при церкви» нет. Причт церкви состоял из штатного священника, священника на дьяконской вакансии и псаломщика. Церков- ным старостой в марте 1907 года стал бывший сельский староста (с 1890' J го по 1899 год) Степан Филиппович Шатько. На 1910 год ему было & года. Образование он получил в начальной народной школе в 1850году. На 1910 год у него была жена Степанида Леонтьевна, 60 лет и два сына- Павел, 40 лет и Иван, 37-ми.
Причт церкви не был достаточно обеспечен. Кружечный доход составлял 1200 рублей, церковно-причтовая земля приносила лишь 300 рублей в год, так как из-за ежегодной вспашки она буквально истощилась. К тому же и деревянные дома служителей церкви, построенные сельским обществом ещё в 1860 году, к началу XX века пришли в ветхое состояние, требовали перестройки или полного капитального ремонта. Железнодорожная станция находилась в четырёх верстах от поселения. Почтовый адрес был обозначен следующим образом: почтовая станция «Слобода Покровская Новоузенского уезда». Хутор Аниськов (Анисков), позднее - деревня, входил в приход Михайло-Архангельской церкви до 1919 года. С разрешения Епископа Константина в 1905 году здесь была построена церковь - школа при земской школе. Престол в ней был освящён в память Успения Божией Матери 22 мая 1906 года. Но крещение, записи о рождении, браке и смерти, как и ранее, были прерогативой Квасниковской церкви. Отдельная страница в жизни прихода - это открытие и работа школ. Первая земско-общественная школа существовала с 1868 года, вторая - с 1900-го. Церковно-приходская была открыта в 1891 году. Церковно-приходская школа помещалась в каменной церковной сторожке, построенной в 1893 году со специальным помещением для школы; на её содержание из казны отпускалось 390 рублей в год. На 1910 год в школе обучалось 57 девочек. В церкви имелись книги для священнослужителей и, кроме того, книги для чтения - 70 томов пятидесяти названий.
Михайло-Архангельская церковь действовала, несмотря на революционные потрясения, и после 1918 года, хотя после образования ЗАГСов церковь могла лишь проводить обряды крещения, венчания и отпевания умерших.
В списке лиц, состоящих на учёте, как лишённые избирательных прав по Конституции на 1925 год по Покровскому кантону, мы нашли имя Антонова Алексея Фёдоровича, 1884 года рождения, священника церкви села Квасниковка.
В списке служителей религиозных культов Покровского кантона на 9 ноября 1927 года, где они были приравнены к лицам свободных профессий, значился в Квасниковской церкви всё тот же священник Антонов Алексей Фёдорович и псаломщик Кузнецов Фёдор Феофанович.
Но далее открытая война с церковью привела к их закрытию. Не избежала этой участи и церковь села Квасниковка.
28 ноября, в других документах - 8 декабря, 1931 года решением ЦИК АССР НП православная церковь в селе была закрыта.
Храм во имя Архистратига Божия Михаила
Квасниковка (село) - Энгельсский район - Саратовская областьХрам не действующий
Вот ещё документ : ,,На заседание президиума сельского совета 4 мая 1934г рассматривался вопрос о перемене места для кладбища,поскольку действующее кладбище по своему санитарному состоянию не соответствует своему назначению( кладбище находилось на территории где сейчас находится психоневрологического интерната). Для кладбища было выделено место на горе против Большевистского переулка) Книга ,,Посёлок Приволжский,, 2012г. ст.17
От редакции: Мы разместили публикации из разных источников о истории Михайло-Архангельской церкви с.Квасниковка. Не много разнятся факты о месте первой деревянной церкви и дате её строительства. Важно то, что до нас дошли и эти документы.
Михаило - Архангельская церковь(деревянная)
Детский прют( или детский дом?) для сирот после Гражданской войны. Снимок сделан 1 августа 1926г. На заднем фоне Михаило-Архангельская церкви построеная в 1910г. ,вместо сгоревшей деревянной. Сейчас на месте церкви стоит клуб. Список детских домов Покровска и уезда на 1922 год ГАСО Р-790.1.19..jpg
Фото с сайта ,,Старый Саратов,,Добавлен alex74
Уголовне дело на настоятеля Михаило - Архангельской церкви с.Квасниковка священника Александра Фёдоровича Антонова.
Год рождения 1883
Место рождения Самарская губ., Новоузенский у. (Саратовская о., Булаковский р.), с.Перекопное
священник
- Служение
- АССР Немцев Поволжья (Саратовская о.), с.Квасниковка, Михаило-Архангельская церковь
священник
Должность настоятель
Год окончания 1930
Был женат. Лишен избирательных прав как священнослужитель
- Саратовская о., с.Квасниковка
Год ареста 1930
День ареста 3
Месяц ареста 12
Арестован ОГПУ АССР Немцев Поволжья как "участник Самарского
филиала антисоветской церковной монархической организации
Истинно-Православная Церковь"
- тройка при ПП ОГПУ по Нижне-Волжскому краю
31/08/1931
Обвинение "член к/р повстанческой церковной организации, ставившей своей целью свержение Советской власти и восстановление демократической республики, руководитель к/р ячейки в с.Квасниковке, к/р агитация против мероприятий Соввласти"
Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР
Приговор 10 лет концлагерей
Групповое дело "Дело священников о.Карпа Мусаткина, о.Михаила Хераскова и др. (11 человек), г.Покровск (Энгельс), 1931г."
Дело N Д.ОФ-24805 архива УФСБ РФ по Саратовской обл.
По делу проходило 11 человек: 10 священников и один член церковного совета.
Из обвинения:
"Обвиняется в участии в к/р повстанческой организации, ставящей себе целью
свержение Соввласти и восстановление демократической республики.
Участник совещаний у руководителя к/р организации Покровского духовенства
Мусаткина. Завербовал в организацию священников Георгиевского и Марина.
Идеологически обрабатывая верующих, завербовал в к/р организацию четырех
человек.
Организовал к/р ячейку в с.Квасниковке.
Скрывал серебряную монету, совчеками 100 руб.
Поддерживал связь с руководителями к/р ячеек Угловым в с.Анисовке и
Георгиевским в с.Калуге.
Вел к/р агитацию против мероприятий Соввласти..."
- Саратовская о., г.Покровск (Энгельс), Покровский ИТД
Год начала 1930
День начала 3
Месяц начала 12
Год окончания 1931
- Саратовская о., г.Энгельс (Покровск)
Год окончания 1937
День окончания 31
Месяц окончания 10
Перед арестом работал в ОСВОДе г.Энгельса
- Саратовская о., г.Энгельс
Год ареста 1937
День ареста 31
Месяц ареста 10
Арестован за участие в контрреволюционной группировке церковников
- тройка при НКВД АССР Немцев Поволжья
09/12/1937
Приговор высшая мера наказания — расстрел
- АССР Немцев Поволжья (Саратовская о.), с.Квасниковка, Михаило-Архангельская церковь
- 1937
День 11
Месяц 12
расстрел
Место Саратовская о., г.Энгельс - 1
- Дата 13/04/1989
Кем реабилитирован Саратовская областная прокуратура
По году репрессий 1931
- Дата 07/07/1989
Кем реабилитирован Саратовская областная прокуратура
По году репрессий 1937
- Дата 13/04/1989
- http://www.histor-ipt-kt.org/KNIGA/samara.htmlv (сайт Общества "Мемориал". Из истории гонений Истинно-Православной (Катакомбной) Церкви. Конец 1920-х — начало 1970-х годов).
- 1 Списки репрессированных мирян и духовенства Русской Православной Церкви по Саратовской епархии
2 Архив УФСБ РФ по Саратовской обл. Д.ОФ-24805. - (Источник-ссылка)
(*) Биографический справочник "За Христа пострадавшие", ПСТГУ, М. 1997г., 698с. (c) ПСТГУ. Факультет ИПМ (ссылка)
Назад к списку