Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы г.Покровск п.Анисовка - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

СВЯТО-ТРОИЦКИЙ СОБОР.

 

История собора

Свято-Троицкий собор — кафедральный собор Покровской епархии Русской православной церкви, расположенный в городе Энгельсе Саратовской области.

История

Возведение каменного Свято-Троицкого храма, который в настоящее время имеет статус кафедрального собора, началось в 1816 году. Строительство осуществлялось на пожертвования прихожан.

В мае 1825 года состоялось освящение главного престола во имя Живоначальной Троицы, давшего название храму. Чин освящения совершил архимандрит саратовского Спасо-Преображенского монастыря Арсений, прибывший в Покровскую слободу (город Энгельс) по указу Пензенской Духовной консистории. В день освящения верующие – в большинстве государственные крестьяне – передали в дар храму несколько икон.

Причт храма составили два священника, диакон, три дьячка и пономарь.

В 1846 году Саратовская строительная комиссия утвердила проект реконструкции храма. Проект, разработанный при участии старшего священника храма, Алексия Львовича Любенского, предусматривал расширение храма, возведение колокольни и ограды, установку печей и обустройство двух приделов. Два новых придела – во имя святой великомученицы Екатерины  и в честь Казанской иконы Божией Матери (в настоящее время упразднен) – освящены в 1850 году.

 В этот период при храме действовала церковно-приходская и земская школы, законоучителем в которых был настоятель храма. Состав причта изменился и включал двух священников, диакона и двух псаломщиков. С 1853 года причт начал получать жалование из казны. Изначально на содержание священнослужителей никаких средств не отпускалось. Здание храма застраховала санкт-петербургская компания «Надежда».

С 1 января 1851 года заволжские уезды Самарской губернии – Новоузенский, куда входила Покровская слобода, и Николаевский – в гражданском отношении передали недавно созданной Самарской губернии. В церковном отношении эти уезды, принадлежащие Саратовской епархии, переподчинили новообразованной Самарской.

В 1859 году на приходе открыли первое училище, в 1889 году – еще одно. Учебные заведения содержало Новоузенское земство. Еще через два года здесь же появились школы грамоты. Воспитанников обучали Закону Божиему, письму и арифметике. При храме действовала библиотека, канцелярия отделения Самарского епархиального училищного совета и склад свечей епархиального свечного завода.

Вскоре при Свято-Троицком храме открыли женскую второклассную школу. Занятия проходили в доме, который предоставил покровский купец и меценат Николай Алексеевич Ухин (1836-1914). В 1904 году при школе появились храмы в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и во имя преподобного Серафима Саровского.

Заслуги мецената Н.А. Ухина перед Церковью оценили высоко. В качестве признания трудов после смерти мецената погребли в ограде храма.

 

В годы советской власти

Свято-Троицкий храм закрыли в 1930 году. Колокола уничтожили, а колокольню снесли. До этого момента приход развивался, собирая талантливых и образованных верующих людей. В храме служили замечательные священники. В 1921 году здесь состоялась диаконская, а через год – иерейская хиротония преподобноисповедника Гавриила (Игошкина).  

Храм постепенно приходил в запустение. Под его сводами открыли читальный зал и хранилища Центральной Энгельсской городской библиотеки, в одном из зданий храмового комплекса – станцию юных техников. Литургическая жизнь храма прервалась на полвека.

 

Современность

В 1990 году Свято-Троицкий храм в полуразрушенном и обветшавшем состоянии вернули верующим. Решением Энгельсского городского Совета народных депутатов от 11 июля 1990 года земля общей площадью 3,014 га передана в бессрочное пользование.  Еще через два года, 25 марта, прихожане обрели здания крестильни, храмовой библиотеки, трапезной и подсобные помещения.

Стопроцентная степень износа здания потребовала реставрации собора. Труды по восстановлению храма легли на плечи его первого настоятеля, приснопоминаемого протоиерея Александра Керимова (†2003). Он погребен в ограде храма, возвращению которого Церкви отдал столько сил. При отце Александре в 1993 году заново отстроили купол и колокольню, 7 декабря 1997 года в Екатерининском приделе храма освятили новый иконостас. Богослужение совершил благочинный центрального округа Саратовской епархии архимандрит Никон (Лысенко). Чин малого освящения придела совершен в Вербное воскресенье, 12 апреля 1998 года. В январе 1998 года также состоялось освящение иконостаса в Казанском приделе храма, в 1999 – установка двухъярусного иконостаса в центральном приделе храма. В дальнейшем иконостас стал пятиярусным.

В 2004 году храм обрел большой колокол. Благовест весом в 900 кг привезен из Воронежа и освящен Епископом Саратовским и Вольским Лонгином (ныне Митрополитом). Позже, в 2007-2008 годах, в храме расписали центральный свод, завершили строительство здания воскресной школы, покрасили купола и облагородили прихрамовую территорию.

 

В статусе собора

Значимое событие произошло 8 февраля 2012 года. В связи с образованием Покровской епархии Указом Патриарха Московской и всея Руси Кирилла Свято-Троицкому храму присвоили статус кафедрального собора.

С этого момента не прекращаются работы по благоустройству и украшению собора, который стал центром литургической и духовной жизни города Энгельса.

С 2012 года на территории храма находится здание Епархиального Управления Покровской епархии.

По благословению епископа Покровского и Николаевского Пахомия здесь же в 2015 году построено двухэтажное Покровского епархиального образовательного центра и новой воскресной школы, открылся магазин церковной утвари и духовной литературы «Православное Заволжье», мастерская по пошиву церковных облачений, просфорня, пекарня «Покровская трапеза». При храме действует епархиальная паломническая служба и центр гуманитарной помощи «Милосердие».

Весной 2016 года началась масштабная реставрация собора – ему возвращен первоначальный вид. Достроена и расширена колокольня, возведены дополнительные помещения при храме (крещальня и свечная лавка), обновлен фасад.

Реставрационные работы собора и работы по благоустройству прилегающей территории продолжаются.

 

 

 

•    История собора
•    Святыни собора
•    Духовенство
•    Воскресная школа
•    Расписание богослужений
•    Контакты

 

СВЯТО-ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ (РАНЕЕ НОСИЛА ИМЯ ВОСКРЕСЕНСКОЙ)

Свято-Троицкая церковь (ранее носила имя Воскресенской) - Волга Фото
Так уж получается, что раздел «Покровск православный» мы открываем неизвестной ранее страницей из истории Свято-Троицкой церкви.

История её написана и неоднократно опубликована в средствах массовой информации, в альбомах «Страницы истории», в очерках-исследованиях Е.М. Ериной «Под Покровом Богородицы» (Саратов. Прив. кн. изд-во, 2003,2008. Т. 1. С. 175—183). Казалось, что ничего нового дальнейшее исследование в историю церкви не привнесёт. Но... никогда не говори никогда!

Коренной покровчанин А. Гредченко, исследуя генеалогическое древо своей многочисленной семьи, обратился к изучению исповедной книги Свято-Троицкой церкви слободы Покровской за 1825—1832 годы, хранящейся в архивном фонде Государственного исторического архива немцев Поволжья в городе Энгельсе. И каково же было его удивление, когда он обнаружил, что церковь в те годы именовалась Воскресенской.

Исследователь обратил моё внимание на этот факт, поскольку именно я была первым автором статьи об истории церкви. Пришлось прибегнуть к документам за указанный период, хранящимся в Энгельсском и Саратовском областных государственных архивах. В интересующее нас время Покровская слобода входила в Саратовский уезд, тогда как церкви уезда до 1829 года относились к Пензенской православной консистории, и лишь затем к вновь образованной Саратовской консистории. Просмотр указов обеих консисторий не дал положительного результата, поскольку они касались разных сторон жизни церковных приходов, церковного имущества, но не было среди них указов о строительстве церквей, освящении престолов в них, создании новых приходов. Тем не менее косвенно они помогли исследователю, поскольку на обороте каждого указа, поступившего в Покровскую слободу от благочинного Саратовского и Александро-Невского собора Платона Карпова, стояли подписи причта всех трёх слободских церквей — Покровской, Петропавловской и третьей, которую мы знали как Троицкую, но она в действительности оказалась Воскресенской.

При этом внимание обращалось прежде всего на причт этой церкви, который представляли священники Николай Львович Пластов и Прокопий Фёдорович Пуль-кин, дьякон Пётр Максимович Риданов, пономари Иван Фёдорович Дамаскин и Кось-ма (Кузьма) Иванович Севрюгин. А ведь именно об этих служителях как о первом причте Троицкой церкви можно прочитать в уже опубликованных материалах. Таким образом, интрига нарастала: это одна и та же церковь, но почему же она Воскресенская, если изначально строилась как Троицкая? Открываем первую, сохранившуюся в архивном фонде Свято-Троицкой церкви, книгу для записывания ризницы и всего имущества, которая была выдана Саратовским духовным правлением Воскресенской церкви заволжской Покровской слободы, состоящей в Саратовском уезде мая 25 дня 1825 года.

В разделе книги «звание вещей» читаем: «Церковь каменная во имя Святые живоначальные и нераздельные Троицы». А далее идёт описание церковного имущества.

Следующая книга для записывания ризницы и всего церковного имущества была выдана Саратовской духовной консисторией Саратовского уезда 21 июня 1832 года «священнослужителям заволжской Покровской слободы Троицкой церкви». В первой статье книги дано описание «каменной беспридельной церкви во имя Святые и живоначальные Троицы, освящённой в мае 1825 года Архимандритом Арсением Саратовского Спасо-Преображенского монастыря по указу Пензенской духовной консистории».

Все записи в книге заверены подписями членов причта, фамилии которых уже перечислены выше. Упоминания о переименовании церкви в деле не оказалось.

Но мы не остановились на этом. Была тщательно изучена метрическая книга за, как на ней значилось, 1825—1833 годы. При осмотре книги оказалось, что она сброшюрована из отдельных на каждый год записных тетрадей, каждая из которых предварялась записью о том, кем, когда и кому она выдана. Записи за 1825—1828 годы оказались идентичными: выданы Саратовским духовным правлением Саратовского округа Пензенской православной консистории заволжской Покровской слободы Воскресенской церкви священнослужителям «для записи рождения, браком сочетавшихся и умерших граждан». И хоть в 1929—1931 годы записные тетради были выданы той же Воскресенской церкви Саратовской духовной консисторией для тех же целей, наибольший интерес вызвала последняя тетрадь, на которой стояла дата: «1832 года, декабря 31 дня».

Таким образом и был сделан вывод, что метрических записей за 1832 год не сохранилось и на обложку книги в своё время была вынесена конечная дата —1833 год. А дальнейшее прочтение текста позволило установить истину: «... дана сия книга из Саратовской духовной консистории Покровской слободы Троицкой церкви священнослужителям д ля записывания в приходе рождающихся, браком сочетавшихся и умерших в будущем 1832 году».

То есть фактически тетрадь была выдана 31 декабря 1831 года на следующий, 1832 год, но не на 1833 год.

Так нам удалось установить, что метрические записи за 1832 год сохранились и что именно в этом году церковь стала именоваться Троицкой.

Осталось только установить месяц, в котором она была переименована.

С этой целью решено было вновь обратиться к сохранившимся указам Саратовской духовной консистории за период с 3 марта по 15 декабря 1832 года, на обороте которых сохранились подписи членов причта церквей с указанием даты подписания. С марта по апрель включительно они ставили свои подписи от церкви Воскресенской, а в мае — уже от Троицкой церкви.

Таким образом, в ходе длительного изучения всех имеющихся документов нам удалось установить, что Воскресенская церковь в мае 1832 года стала именоваться Троицкой, но указов о наименовании церкви Воскресенской и переименовании её в Троицкую обнаружено не было.

Даже если предположить, что на месте строительства каменной церкви прежде была деревянная церковь во имя Воскресения Господня, документы которой не сохранились и о которой никогда не упоминали даже старожилы, такие как священник и краевед Любенский, не совсем понятно, почему новая каменная церковь, которая изначально проектировалась и строилась как церковь «во имя Живоначальные и нераздельные Троицы» не сразу получила своё имя.

Позволят ли нам пролить свет на эту загадку документы, хранящиеся в федеральных архивах, покажет время.

Из книги "Под покровом Богородицы" часть 5 автор Е. Ерина.
Фото 20 годов ХХ века. Фото из краеведческого музея города...
Фото 20 годов ХХ века. Фото из краеведческого музея города Энгельса.
 

 


Назад к списку