Там, где воскрес Христос.
Там, где воскрес Христос
Место, где был погребен и воскрес Христос, с самого начала христианской Церкви стало предметом почитания. С тех пор прошли века. Власть в Иерусалиме переходила из рук в руки, храм Воскресения Христова разрушали и отстраивали заново, но поток паломников со всего мира, желающих почтить это святое место, не иссякает по сей день.
Путь к Воскресению
Воскресения Христова не было бы без Крестной Жертвы Спасителя. Потому и храм Гроба Господня, он же Иерусалимский храм Воскресения Христова, вмещает в себя святыни, связанные как со смертью Божьего Сына, так и с Его восстанием от мертвых.
Как каждый верующий, проходя путем Великого поста, проживает Страстную, каждый паломник, прибывший на Святую Землю поклониться Воскресению Бога в этом храме, проходит по Виа Долороза. Это улица в Старом Иерусалиме, по которой пролегал путь Христа к месту распятия. Она и ведет нас к храму Гроба Господня, напоминая обо всех подробностях Крестного пути Христа, известных нам из Евангелия и Предания. Еще пять стояний находятся на территории храма Воскресения.
После тесных рядов арабского базара и очередной, мало отличающейся от других каменой арки перед нами предстает… глухой двор. Мощенный плитами, серый и неприметный. Такой же, как и сотни соседних дворов. Да и фасад храма – серая неоштукатуренная стена из известняка – не дает составить представления о том, что внутри – центр всего христианского мира, место, где сошлись в одной точке земное и небесное.
Чудо, признанное наукой
В храме, сразу напротив входа посетители видят камень помазания. Он представляет собой каменную плиту, облицованную бледно-розовым мрамором. Внутри заключен непосредственно тот камень, на который Иосиф и Никодим положили бездыханное Тело Божьего Сына. Здесь Его подготовили к погребению – помазали благовониями и обвили Плащаницей. А после отнесли в гробницу.
Вокруг – всегда народ. Камень лобызают, прикладывают к нему платки, иконки и крестики, чтобы в них впиталось миро – особый состав, аналогов которого не существует в природе. Его даже наука признает чудом.
На боковых сторонах камня вырезан греческий текст тропаря святому Иосифу Аримафейскому, а над камнем горит восемь неугасимых лампад, по числу представленных в храме христианских конфессий. Слева на каменном полу оформлен мраморный круг. Это место, на котором стояла Пресвятая Богородица, когда помазывали тело Христа.
Усыпальница внутри храма
Спустившись внутрь храма по ступеням, паломники оказываются в ротонде – темном и несколько мрачном зале круглой формы. Суровость эта – влияние готического стиля, который привнесли сюда европейцы. Они владели Святым городом полтора века и оставили заметные следы своего присутствия.
В центре – Кувуклия. Уже привычное русскому слуху греческое слово, означающее «ложе» или «усыпальница». Небольшая купольная часовня из розового мрамора, поставленная над пещерой Гроба Господня. Часовня имеет два придела. Придел Ангела – того, что на гробовом камне увидела равноапостольная Мария Магдалина. Пьедестал с частью этого священного камня, отваленного в ту ночь Ангелом, расположен посреди часовни и служит святым престолом при совершении Литургии.
Слева и справа в стенах часовни Ангела – два овальных отверстия. Через них в Великую Субботу передают наружу Благодатный огонь. Как известно, за ним в этот день стекаются священнослужители и миряне разных конфессий со всего света.
Соперничество между конфессиями дает о себе знать: северное окошко – для православных, южное – для армян. Католики чудо Благодатного огня не признают. Уже через несколько часов огонь доставляют на самолетах по всему миру. Чтобы любой верующий в воскресенье мог прикоснуться к этой святыне и поместить ее у себя дома.
Трехдневное ложе, или Гроб без Мертвеца
Придел Ангела ведет во святая святых храма – каменному ложу, на котором покоилось тело Христа в погребальной пещере. Гробницу освещает только тусклый свет лампад. Чтобы попасть в нее, нужно пройти через низкий проход, склонившись как минимум в поясном поклоне. Греческий монах запускает внутрь одновременно не больше трех паломников, чтобы не возникло давки.
Трехдневное ложе Господа покрыто белой мраморной плитой размером 207 на 193 см, с высеченным изображением Христа с вытянутыми руками. Эта плита с 1555 года служит для защиты святыни. Трудно вообразить, сколько паломников побывало здесь за почти две тысячи лет, и едва ли не каждый стремился унести с собой хоть крошечный камушек с ложа Спасителя. Об этом свидетельствует заметное углубление с одной стороны святыни. Существует предание, что несколько веков назад мусульмане решили забрать плиту для украшения мечети, но она неожиданно треснула и стала для разорителей гробницы бесполезной. Больше ее не трогали. Но современные пилигримы все же могут приложиться к трехдневному ложу Спасителя через специальные отверстия.
Гроб Господень, как свидетельствуют апостолы и учителя Церкви, при Воскресении осветился невещественным светом. Сегодня он является главным алтарем храма Воскресения Христова. Регулярные христианские службы на этом месте начались приблизительно в 335 году и продолжаются по сей день.
Гора, сохранившая след Господа
Как мы знаем из Священного Писания, в течение сорока дней после Своего Воскресения Христос являлся ученикам. Местом последнего его явления и вознесения на Небо стала гора Елеон. Это одна из самых высоких гор, окружающих Иерусалим (1200 метров над уровнем моря). Она расположена на востоке от города и имеет три вершины. Средняя, самая высокая – гора Вознесения.
Ее центральным местом является точка, откуда Христос взошел на небо. Сегодня это большой двор с расположенной внутри часовней восьмиугольной формы. Многие столетия эта территория принадлежит мусульманам. Но ежегодно сюда приезжают тысячи христиан. Каждый из них стремится дотронуться до священного камня, на котором стоял Христос перед тем, как вознестись на Небеса. След Его стопы виден на камне и сегодня. В праздник Вознесения мусульмане разрешают совершать христианские богослужения на переносных алтарях.
Елеонскую гору можно назвать сокровищницей Евангельских событий. Здесь находится огромное количество достопримечательностей, связанных с последними моментами жизни Сына Божия. А недалеко от вершины Вознесения находится место, отчасти связанное с Богородичной Пасхой, то есть с Успением Божией Матери. Здесь, по Преданию Церкви, Ангел Божий возвестил Богородице, что через три дня Она будет восхищена из этого мира в мир горний, небесный.
Где еще воскрес Христос?
Образ Гроба Господня присутствует в каждом православном храме. Символическим его изображением можно считать святой престол. «Прообразует... священная трапеза Божий престол, и Воскресение Христово, и честной Гроб», – писал блаженный Симеон Солунский. Еще один символ Гроба Господня – стол, на который полагают плащаницу во время богослужений последних дней Страстной седмицы.
Да и любой храм прообразует Гроб Господень. Особенно это чувствуется в начале Пасхальной утрени первого дня православной Пасхи. В тот самый момент, когда крестный ход, подобно женам-мироносицам, приходит к закрытым западным дверям церкви, где и начинается Пасхальная служба. Где священник или архиерей каждый год произносит столь долгожданное и радостное «Христос воскресе!». А каждый верующий с замиранием сердца отвечает «Воистину воскресе!».
А еще место Воскресения Христа – весь мир и сердце каждого человека, готового идти за Богом.
Назад к списку