Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы г.Покровск п.Анисовка - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Светлая седмица.

Уроки веры и любви
 

Совсем недавно мы вошли в наполненную ликующими возгласами «Христос воскресе!» светлую пасхальную ночь. И встретили первое пасхальное утро — самый невероятный, наполненный тихой радостью рассвет. Но «праздник праздников» не закончился. Православный мир отмечает Воскресение Христово еще сорок дней — до Вознесения Господня. Эти пять праздничных седмиц наполнены воспоминаниями о важнейших событиях евангельской истории, помогающих понять, как нам жить, чтобы расти духовно и становиться «своими» Господу.

Светлая седмица

 

Светлая седмица — первые семь дней празднования Святой Пасхи — от собственно пасхального дня до Недели Фоминой. На этой седмице отменяется пост в среду и пятницу. Утренние и вечерние молитвы заменяются чтением Пасхальных часов. Каждый день после Литургии совершается праздничный крестный ход, и в продолжение всей недели полагается звон во все колокола, причем попробовать свои силы в качестве звонарей могут все желающие. Всю неделю царские врата остаются открытыми.

В Светлую субботу после Литургии раздается особый пасхальный хлеб — артос, освященный в первый день Святой Пасхи и все это время пребывавший в храме.

Первые восемь дней празднования Христова Воскресения являются как бы одним днем, принадлежащим вечности, где времени уже не будет (Откр. 10, 6). Начиная со дня Пасхи и до ее отдания (на сороковой день) верующие встречают друг друга пасхальным приветствием: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!».

«Всего два слова! Но это дивные слова, выражающие неколебимую веру в отраднейшую для сердца человеческого истину о нашем бессмертии,— обращался в эти дни к своей пастве архимандрит Иоанн (Крестьянкин).— Христос есть Жизнь! Он много раз говорил о Себе именно как о носителе жизни и воскресения, как источнике жизни вечной, нескончаемой для тех, кто будет верить в Него. Христос воскрес! — и да возрадуется душа наша о Господе. Христос воскрес! — и исчезает страх перед смертью. Христос воскрес! — и наши сердца наполняются радостной верой, что вслед на Ним воскреснем и мы. Праздновать Пасху — это значит всем сердцем познать силу и величие Воскресения Христова. Праздновать Пасху — это значит стать новым человеком. Праздновать Пасху — это значит всем сердцем и помышлением благодарить и прославлять Бога за неизреченный дар Его — дар воскресения и любви. <…> Праздновать Пасху — это значит стать новым человеком. Вот этого спасительного состояния наших душ, возлюбленные, я от всего сердца всем нам желаю!»

Антипасха. Неделя 2‑я по Пасхе, апостола Фомы

 

Второе воскресенье по Пасхе называется Фоминой неделей. В богослужении этого дня вспоминается явление Спасителя ученикам на восьмой день после Воскресения, во время которого произошло уверение апостола Фомы, не поверившего словам апостолов о Воскресении. Подтверждение Воскресения на восьмой день было воспринято первыми христианами, как указание Промысла Божия на необходимость еженедельного воспоминания воскресения Христова: потому-то этот день воспринимается еще как «обновление» (т. е. новое празднование) Воскресения Христова, или Антипасха («вместо Пасхи»), открывая собою череду подобных обновлений по воскресеньям всего года. Служба этого дня совершается по чину двунадесятого праздника, с попразднством в течение всей последующей недели и отданием праздника в субботу.

О том, что же произошло в этот день, повествует евангелист Иоанн. Господь после Своего Воскресения явился ученикам, как говорится в Священном Писании, пройдя сквозь затворенные двери. Уверив апостолов, что Он воистину воскрес, Господь дал им благословение идти в мир на проповедь. Однако среди учеников, видевших Иисуса Христа, не было апостола Фомы, на которого распятие Господа произвело такое тяжелое впечатление, что он ввергся в глубочайшее уныние. Фома решил, что смерть Господа — это конец всем надеждам, всем чаяниям, и каждый из Его учеников теперь должен вернуться к привычным занятиям. Поэтому он и не присутствовал во время первого явления Господа.

Услышав от апостолов, что они видели Иисуса Христа, Фома воскликнул: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин. 20, 25). Но в его душе все-таки зародилась робкая надежда на то, что братья-апостолы говорят правду, поскольку в следующий воскресный день он к ним все-таки присоединился.

И Господь не захотел оставить Фому в его неверии. Он вновь прошел сквозь запертую дверь и смиренно предложил исполнить требования апостола: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим (Ин. 20, 27).

В Евангелии не сказано, совершил ли апостол Фома то, что предлагал ему Спаситель, но приводится его горячий молитвенный возглас: Господь мой и Бог мой! (Ин. 20, 28). Около двух тысяч лет повторяются эти слова апостола Фомы теми, кто обрел Господа, кто внезапно вышел из тьмы на свет и отчетливо осознал, что Иисус Христос есть Бог и Господь, у кого «отверзлись очи» и «прорезался слух».

Христос же сказал на это: Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20, 29).

Православная Церковь каждый год в день Антипасхи утверждает, что никого из сомневающихся не оставляет Господь, и искренно желающий обрести истину обретает Ее. А тем, кто в лукавстве говорит: «Покажите нам Господа теперь», отвечает словами Господа: «Блаженны невидевшие и уверовавшие».

Митрополит Иларион (Алфеев) в своем слове на Фомину неделю говорил о том, что вера сверхрациональна. Доказательств ее нет и быть не может, ибо она находится за пределами разумного постижения. И тем не менее миллионы людей приходили, приходят и будут приходить ко Христу. Почему? Потому что они встретили Бога на своем пути — встретили Его как Личность, и этот личный опыт ни в каких дополнительных доказательствах не нуждается.

«Вступая на путь христианский, мы бросаем вызов окружающему миру, требующему от нас логического оправдания нашей веры, — говорит Митрополит Иларион. — Более того, мы бросаем вызов собственному разуму, который нередко сомневается в бытии Божием. Выходя в плавание на корабле христианской веры, мы многим рискуем. У нас нет гарантии того, что мы достигнем цели, не претерпев кораблекрушение в вере (ср.: 1 Тим. 1, 19). Нам в земной жизни не обещана такая встреча со Христом лицом к лицу, которой удостоился Фома, прикоснувшийся к ранам на теле Спасителя и получивший осязаемое доказательство воскресения Христова. Конечно, в будущем веке мы увидим Христа лицом к лицу, но ведь и в это нужно верить! Сейчас же нам дан внутренний опыт Христа воскресшего — опыт, который сильнее любых логических доказательств, любого телесного “видения”. <…> И как апостолы после воскресения Христова пошли проповедовать Христа, так и мы призваны всей нашей жизнью — не только словом, но и делами — проповедовать Христа воскресшего».

Радоница

 

Радоница — день особого всецерковного поминовения усопших. Происходит его название от слова «радость» — в напоминание о великой радости освобождения Христом душ, заключенных в аду.

Богослужение этого дня призывает нас не унывать по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, которую даровал нам Христос, вытесняет печаль о временной разлуке с родными.

Радоница отмечается через девять дней после Пасхи. В этом году это 7 мая. Смысл этого праздника в том, что христиане призываются разделить радость Пасхи с родными и близкими, умершими в надежде на воскресение и вечную жизнь. Недаром этот праздник в народе называют «Пасхой для умерших». Заупокойное поминовение, совершающееся в этот день, отражает веру в то, что усопшие и после смерти не перестают быть членами Церкви: Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мф. 22, 32).

На Пасху и во всю Светлую седмицу, ради великого торжества Воскресения Христова, в храмах отменяются все заупокойные поминовения и панихиды. В советские годы в нашей стране возник обычай посещать в день Пасхи кладбища — нужно иметь в виду, что он противоречит христианской традиции и уставу Церкви. В эти светлые дни даже похороны человека совершаются по особому пасхальному чину.

Именно на Радоницу (а не в день Пасхи) посещают могилы близких. Народ приходит на кладбища, чтобы символически похристосоваться с умершими. А до этого, с утра, верующие идут в храм для участия в Литургии. Совершаемая в этот день служба отличается от богослужения родительских суббот — основой церковной молитвы на Радоницу являются ликующие пасхальные песнопения.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем слове на Радоницу пояснил смысл этого праздника так: «Эту радость о воскресшем Спасителе мы разделяем с умершими в полной уверенности, что души их живы. <…> Мы вспоминаем умерших молитвенно — в первую очередь, для того, чтобы их грехи были прощены, чтобы, представ пред судом Божиим, они получили оправдание. Церкви дана такая сила и такая власть — молиться, изменяя загробную участь своих членов, верующих людей. Господь дал эту силу нам, живущим на земле, — не по нашим заслугам, не потому, что мы к Нему так близки, но только потому, что Сын Божий пострадал и воскрес, искупив тем самым человеческую вину за первородный грех и взяв на себя вину за грехи всех людей. Это Он избавил нас от греха; а если кто-то из нас, умирая, несет в себе грех, то силой Святого Духа этот грех и там может быть прощен по молитвам Церкви». (Продолжение темы на стр. 10.)

Неделя 3‑я  по Пасхе, святых жен-мироносиц

 

В третье воскресенье после Пасхи Православная Церковь празднует память жен-мироносиц. «Мироносица» буквально означает «носящая миро». В еврейском обществе при погребении было принято использовать различные благовония — в знак почитания усопшего и уважения к нему. Господь был погребен святыми Иосифом Аримафейским и Никодимом спешно, поскольку наступал субботний день, в который иудейский закон предписывает строгий покой. Но женщины, служившие Господу на всем протяжении Его Божественной проповеди, не могли смириться с тем, что их Учитель был погребен без должного почитания. Они купили ароматы и ранним утром пошли ко гробу. Они не задумывались о страже, стерегущей двери гроба, о возможной мести фарисеев, их волновала лишь одна мысль: кто же отвалит камень, закрывающий гроб, вырубленный в скале, чтобы они могли войти в пещеру? И именно им даровал Господь утешение первыми узнать о Его воскресении, именно они увидели Ангелов, возвестивших, что зря они ищут «живого с мертвыми», именно их встретил Сам Господь, когда они бежали к апостолам, и сказал: Не бойтесь; пойдите, возвестите братьям моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня (Мф. 28, 9–10). Тем самым Господь сделал жен-мироносиц «апостолами для апостолов».

Отчего же такая милость Божия к простым женщинам? По мысли святителя Григория Богослова, «Еве, которая пала первой, первой надлежало приветствовать Христа». Подобно тому, как страшная весть о грехопадении вошла в мир через женщину, так и благая весть о победе над грехами и смертью должна была провозгласиться ею. Православная Церковь торжественно празднует память жен-мироносиц, воздавая должное их нелицемерной любви ко Господу, не позволившей оставить Его во время страшных страданий на Голгофе, искреннему служению и неотступному следованию за Ним, глубокой вере во все, что Он возвещал людям.

Евангельское повествование донесло до нас имена только некоторых жен-мироносиц, мы знаем Марию Магдалину, Саломию — мать апостолов Иакова и Иоанна Зеведеевых, Иоанну — жену Хузы, домоправителя Ирода. Церковное предание указывает также на Марфу и Марию, сестер Лазаря, воскрешенного Господом, Марию Клеопову и Сусанну. Они сияют в сонме святых как те, кто первыми сподобился услышать, а затем и возвестить прочим радостную весть, потрясшую мир: «Христос воскрес!».

«Не убеждения и даже не глубокая убежденность могут пересилить страх смерти, позора, а только любовь может сделать человека верным до конца, без предела, без оглядки, — говорил в своей проповеди на день жен-мироносиц митрополит Сурожский Антоний. — <…> Так в течение всей истории мира, и языческого, и христианского, любовь побеждает. Ветхий Завет нам говорит, что любовь, как смерть, крепка: единственно она может сразиться со смертью — и победить. И поэтому, когда мы будем испытывать свою совесть по отношению ко Христу, по отношению к нашей Церкви, по отношению к самым близким или дальним людям, к родине, — будем ставить себе вопрос не об убеждениях наших, но о любви нашей. И у кого найдется сердце настолько любящее, настолько верное и непоколебимое в любви, как было у робкого Иосифа, у потаенного ученика Никодима, у тихих жен-мироносиц, у предателя Петра, у юного Иоанна — у кого найдется такое сердце, тот устоит против пыток, против страха, против угроз, останется верным и своему Богу, и своей Церкви, и ближним, и дальним, и всем. А в ком окажутся только крепкие убеждения, но сердце холодное, сердце, не загоревшееся такой любовью, которая может сжечь всякий страх, тот знай, что он еще хрупок, и проси у Бога этого дара слабой, хрупкой, но такой верной, такой непобедимой любви».

Как молиться от Пасхи до Вознесения

 

В период от Пасхи до Вознесения меняется ежедневное молитвенное правило православных христиан. В первую неделю Пасхи, называемую Светлой седмицей, вместо вечерних и утренних молитв читаются Часы Пасхи.

Покаянный канон, а также каноны Богородице и Ангелу Хранителю, читаемые при подготовке к причастию, заменяются каноном Пасхи.

На шестой день после Воскресения Христова (с вечера субботы), возобновляется чтение обычных молитв. Но до праздника Святой Троицы в них еще будут некоторые особенности. Так, молитва «Царю Небесный» от Пасхи до дня Святой Троицы не поется и не читается. Вместо нее до Вознесения читается трижды «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», а от Вознесения до Троицы молитва «Царю Небесный» просто опускается.

Вместо молитвы «Достойно есть» от Пасхи до Вознесения читается: «Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сыне воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый; людие, веселитеся! Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на Тебе возсия. Ликуй ныне и веселися Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о восстании Рождества Твоего».

Со дня Святой Пасхи до дня Святой Троицы отменяются земные поклоны.

Пасхальный словарь

 

Артос —

в переводе с греческого «квасной хлеб». Хлеб с изображением Креста или Воскресения Христова, который выпекается специально к пасхальному дню. Традиция употребления артоса восходит к апостольским временам. Когда в сороковой день после Воскресения Иисус Христос вознесся на небо, Его ученики и последователи находили утешение в воспоминаниях о своем Учителе. Собираясь на общую молитву, они, вспоминая Тайную вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Во время общей трапезы ученики по традиции оставляли за столом первое место незримо присутствующему среди них Учителю и полагали на это место хлеб. В православных монастырях эта традиция сохранилась практически в неизменном виде: всю Светлую седмицу артос приносят в трапезную и поставляют на свободное место за столом или же на отдельный столик. Артос и сегодня символизирует невидимое присутствие Иисуса Христа в нашей жизни. Это святыня, и относиться к ней нужно бережно. Верующие приносят кусочки артоса домой и потребляют с благоговением в течение нескольких дней.

Миро —

благовонное вещество, состоящее из смеси ароматных растительных масел и смол.

Пасха —

1. В иудаизме — весенний праздник в память исхода из Египта иудеев, освободившихся от египетского рабства. 2. У христиан — главный день богослужебного года, в который отмечается воскресение Иисуса Христа. 3. Сладкое творожное кушанье в форме четырехгранной пирамиды, приготовляемое к христианскому празднику Пасхи.

Попразднство —

дни после праздника, в которые на богослужении употребляются молитвословия и песнопения, посвященные данному празднику.

Триодь цветная —

богослужебная книга Православной Церкви, содержащая тексты изменяемых молитвословий годового богослужебного круга за период от Пасхи до Пятидесятницы и еще одной недели. «Цветная» — потому что начало употребления ее совпадает с началом весны, временем цветов, которые могут служить символом духовной красоты и изящества песнопений этой богослужебной книги.

Газета «Православная вера» № 08 (628)


Назад к списку