Зачало — церковное название отделов, на которые разделены церковно-богослужебные книги «Евангелие» и «Апостол» для чтения при богослужениях. В каждом Евангелии ведется особый счет зачал, число которых в них неодинаково: в Евангелии от Матфея — 116. от Марка — 71, от Луки — 114 и от Иоанна — 67, в Апостоле же (включающем в себе кн. Деяний св. апостолов и все послания) — один общий их счет, числом 335. Деление Евангелий и Апостола на зачала, не совпадая с делением их на главы и будучи сравнительно с последним, более дробным, расположено так, что каждое из зачал составляет нечто цельное и законченное. Все четыре Евангелия, Деяния и послания должны быть прочитаны в храме на литургиях и отчасти на утренях вообще в течение церковного года, начинающегося с праздника Пасхи. Но так как она празднуется в разное время, то порядок чтения нередко нарушается, причем в один церковный год, более продолжительный, положенных для прочтения в течение его рядовых зачал оказывается недостаточно, а в другой, более краткий, является их излишек. Все возможные отступления от назначенного церк. уставом порядка чтения при богослужениях рядовых зачал предусматриваются и указываются в Типиконе, Служебнике, Минее и Триоди. Весь круг чтения рядовых зачал Евангелий и Апостола именуется в церк. уставе «столпом». Независимо от чтения рядовых зачал, для некоторых дней церковного года положены зачала особые, как из Евангелия, так и из Апостола, соответствующие по содержанию воспоминаемым в эти дни событиям и т. п. В прежнее время существовали особые издания богослужебных Еванг. и Апост. с изложением их в последовательном порядке рядовых зачал, наз. «Апракос» (греч. άπρακος — недельный), но Апостол в таких изданиях появлялись реже Еванг. (из подобных изданий следует особенно назвать известное Остромирово Евангелие 1056—7 г., Апостол ХIII новг. Софийской библ. и два Апост. Императорской публичной библ. и др.).
См. прот. К. Никольский, «Обозрение богослужебных книг по отношению их к церк. уставу» и «Пособие к изучению церк. устава».
* Александр Васильевич Петровский,
магистр богословия, преподаватель
Спб. духовной семинарии.
Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 5, стлб. 676. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1904 г. Орфография современная.