ШКОЛА-ИНТЕРНАТ (ПЛ. СВОБОДЫ, 11)
В 30-е годы на площади Свободы выросло огромное по тем временам, четырёхэтажное, покрашенное в ослепительно белый цвет здание 10-й образцовой немецкой школы, рассчитанной на 800 учащихся. Впечатление дополняли скульптурные композиции В.И. Ленина и И.В. Сталина перед ним, а также два балкона, располагавшиеся на выступах здания, и бассейн с фонтаном. Это здание — первая республиканская постройка, появившаяся на площади Свободы.
Школа была десятилеткой. На 1 сентября 1940 года в ней числилось 1050 учеников и 45 учителей. Руководил этим коллективом Вигель.
С началом войны в Энгельсе произошла полнейшая реорганизация. 24 июля 1941 года здание немецкой школы переоборудовали под госпиталь, который уже в ночь с 18 на 19 августа принял 541 раненого. Здесь развернулся один из корпусов ведущего в городе эвакогоспиталя № 3659, возглавляемого Л.Н. Полянским. Начальниками отделений в нём поставили бывших докторов онкодиспансера — военврачей Александру Климентьевну Ларину и Татьяну Александровну Левкову. Оставшиеся после депортации ученики бывшей немецкой школы №10 перешли учиться на Рабочую улицу, в здание бывшей немецкой школы №20.
По амбарной (железнодорожной) ветке, проходящей поблизости от четырёхэтажного здания госпиталя, день и ночь стали прибывать санитарные поезда с фронта. На выгрузку раненых выходил весь медперсонал госпиталя, зачастую им помогали простые жители, спешившие сюда после тяжёлого рабочего дня, и школьники старших классов. Они вели под руки и несли на носилках раненых, порой надрываясь от непосильной ноши, сил не хватало, выгрузка затягивалась... Повсюду были слышны стоны, крики, ругань...
Летом 1943 года этот госпиталь ушёл вслед за фронтом, помещение пустовало недолго, в августе его занял другой эвакогоспиталь № 1306, проработавший здесь по 31 августа 1945 года.
1 сентября победного года в здании вновь поселилась школа, переведённая из Дворца пионеров. Это была средняя женская школа № 3 под руководством Елизаветы Даниловны Жарой — орденоносца и правофлангового учителя. На смену ей пришла не менее квалифицированный преподаватель София Степановна Кустова. Ученицы школы были активистками в общественной жизни города, всегда участвовали в городских смотрах художественной самодеятельности. После отмены раздельного обучения женскую школу соединили с мужской, и она стала смешанной.
Кроме 3-й школы в этом здании в 1947 году расположился коммунально-строительный техникум, переехавший сюда с Рабочей улицы. Он занял весь первый этаж. Пробыл он там вплоть до того времени, когда у техникума появился свой учебный корпус. Как-то в здании работала и вечерняя школа, которую вскоре перевели за вокзал.
В 50-е годы в нашей стране стали создавать школы-интернаты. Вот и в этом • здании 1 сентября 1957 года открылась школа-интернат № 1. Её первым директором был Семён Петрович Водолажский. Местная пресса сообщала: «В нашем городе в этом году открывается школа-интернат. Ей отведено самое лучшее в городе здание 3-й средней школы, располагающей пришкольным участком с теплицей, обширным стадионом, хорошо оборудованными учебными мастерскими».
С.П. Водолажский добавлял, что на первом этаже разместятся столовая, столярная и слесарные мастерские, гардеробная. На втором — спортивный зал, пионерская комната, салон, учительская, кабинет врача и четыре спальные комнаты. Третий этаж займут восемь классных комнат, четвёртый этаж — шесть спальных комнат и некоторые подсобные помещения.
Школа-интернат будет располагать большим штатом учителей, воспитателей, обслуживающим персоналом. Значительно расширяется учебная база школы. Заново обновляется всё школьное оборудование. В перспективе предполагается на базе подсобного хозяйства горпищекомбината организовать летний лагерь, где воспитанники будут не только отдыхать, но и приобретать трудовые навыки. Так широко рекламировали будущую школу.
В первый год её существования было подано 370 заявлений на 210 мест. Тогда велась большая пропаганда правительства, что такие интернаты очень удобны как для учащихся, так и для их родителей. Некоторые дети сами приходили в ГОРОНО (Городской отдел народного образования) с заявлениями о приёме их в этот интернат. Сюда же перевели и 31 ученика из Хвалынской школы-интерната, вернее, Хвалынс-кой лесной школы (так тогда назывались существующие ещё до интернатов учреждения санаторно-курортного типа для детей-сирот).
Для зачисления в школу нужно было обращаться в приёмную комиссию, которая начала работать 17 августа. Преимущество отдавалось многосемейным и детям инвалидов Великой Отечественной войны. Но, в основном, здесь учились ребята, потерявшие одного или обоих родителей. Так туда попал Миша Усанов, сейчас Михаил Степанович — известный художник Поволжского края и единственный художник в городе Энгельсе с высшим художественным образованием.
Он прекрасно учился и активно занимался общественной работой. Был постоянным членом редколлегии класса и школы, всегда отстаивал честь школы на спортивных соревнованиях по гимнастике, участвовал в выставках изобразительного искусства и художественной самодеятельности.
По рассказам М.С. Усанова и газетным материалам, первый год в эту школу принимали детей с 4-го по 7-й классы. Они были полностью на гособеспечении. Ребята, имеющие семьи, навещали домашних только по выходным и праздникам. Летом их вывозили в лагеря труда и отдыха.
Первый лагерь был организован рядом с улицей Маяковского, где сейчас карьер. Там устроили палаточный городок и деревянную столовую. Второй лагерь действовал в пределах сегодняшнего дома отдыха «Ударник», третий — в районе приземления Ю.А. Гагарина. Здесь уже частично стояли финские домики... В интернате создали подсобное хозяйство, где держали свиней, лошадей, имелся грузовик.
Количество учащихся увеличивалось, и поэтому рядом построили общежитие. В нём работала парикмахерская, медицинская комната и мастерская по ремонту обуви. В школе-интернате было много кружков и факультативов по всем предметам. Среди них хоровой (его вёл В.М. Свистунов, там же воспитателем трудилась и его жена), танцевальный, драматический, струнный, духовой. Действовали мастерские: швейная, слесарная, столярная; биологическая и химическая лаборатории, спортзал и кинозал, фотолаборатория. В 60-х годах интернат №1 занял по художественной самодеятельности I место в Саратовской области.
В конце 1958 года директором интерната уже был Александр Петрович Жарков. Из преподавателей яркой индивидуальностью выделялись Антонина Васильевна Мейко — завуч, учитель русского язйка и литературы, Антонина Ивановна Морозова и Бронислава Ивановна Полякова — учителя начальных классов, Владимир Фёдорович Полухин — учитель физкультуры, Владилен Борисович Прушаке-вич — «главный фотограф» (затем его дело продолжил В.Ф. Полухин), Мария Ивановна Фёдорова — заместитель директора по воспитательной работе, Елена Тихоновна Безрукова — заместитель директора по учебной части. Не зря сюда тогда приезжали часто перенимать опыт работы из других школ.
Здесь трудился воспитателем Владимир Николаевич Шаповалов — известный в городе композитор и музыкант. Свою педагогическую деятельность начинала в интернате Лариса Петровна Хаустова, учителем труда была Римма Ивановна Алефиренко, теперь исполнительница романсов.
Среди выпускников школы: Людмила Штыренко — кандидат наук, Алла Борисова — медицинский работник, Светлана Косиванова и Людмила Фоминых — экономисты, Валентин Куховаренко — поэт, Владимир Логутов — фотограф, Олег Гаганский — адвокат, в прошлом судья, Любовь Чернова — доктор химических наук, Анастасия Соловьёва — главный бухгалтер Саратовского областного управления культуры, Александр Сперанский — заведующий детским хирургическим отделением, братья Варсоповы, один — мастер спорта, когда-то возглавлял городской стадион, другой — перворазрядник, сёстры Егоровы — гимнастки, Юрий Илюшин — тоже гимнаст, сейчас работает в московском цирке, бывшая вожатая школы НинаТалаве-рова теперь филолог.
По воспоминаниям М.И. Фёдоровой в начале 60-х годов под руководством педагога Нины Александровны Летягиной в интернате была создана комната-му-зей, которая впоследствии во главе с воспитателем гвардии майором в отставке Михаилом Ильичём Максимовым стала самым известным музеем боевой и трудовой славы, занявшим в 70-х годах второе место в стране среди школьных музеев.
В нём были собраны материалы о земляках, храбро защищавших Родину, живых и павших в боях или умерших от ран. М.И. Максимов известен в стране ещё и тем, что в 1960 году обучал парашютному делу будущих космонавтов: естественно, сведения о них занимали в музее центральное место. Теперь этот музей, значительно пополнившийся экспонатами, можно увидеть в Энгельсском Центре развития творчества детей и юношества.
В интернате активно работала Ленинская комната — дань того времени. Инициаторами её создания были комсомольцы. Они разыскивали адреса старых большевиков, переписывались с Ленинскими музеями городов нашей страны, оформляли альбомы о жизни и деятельности В.И. Ленина... Главным помощником ребят с самого основания Ленинской комнаты являлся старейший работник народного образования С.С. Семёнов, учившийся в одной гимназии с Ульяновыми, только несколькими годами позже. Оказывали помощь родственники первых учителей вождя революции и его товарищей по борьбе Н.И. Ежова, В.А. Козлова, профессора Н.Н. Ясницкий, В.А. Соловьёва, преподаватель интерната В.Ф. Полухин.
Здесь проводились экскурсии, уроки и встречи с интересными людьми для учащихся школ, училищ и техникумов разных городов области и страны, бывали делегации промышленных предприятий. Старшеклассники сами выезжали собирать материал в города Ульяновск, Москву, Ленинград, Ригу. Гостили в Разливе.
В 70-х годах музеем-комнатой руководила воспитатель Нина Сергеевна Сы-ченко — «Отличник народного образования». Школьный музей неоднократно награждался грамотами. На Всесоюзном слёте по туристской работе активистам Ленинской комнаты был вручён вымпел. Эта работа уже проводилась под руководством директора Александра Георгиевича Уткина, затем Евгении Ивановны Колесни-ченко.
В 80-х годах школу-интернат закрыли, произвели капитальный ремонт, и в январе 1984 года сюда переехал из города Вольска интернат для глухих детей. Первым его директором был Тульгук, потом В.П. Муромцев, С.С. Жук, с 90-х годов интернатом руководил Виктор Алексеевич Никитин, с 2006 года — Николай Николаевич Петров.
Внутри здание полностью изменилось. Кабинеты для удобства обучения сделали небольшими. В них занимаются по 6-8 учеников. В красочно оформленных классах есть «живые уголки».
В этот интернат съезжаются ребята со всей Саратовской области. Ежегодно в нём учатся около 180 детей. Коллектив преподавателей и воспитателей стараются в первую очередь развить речь, правильное произношение своих учеников, оформить их как личность. Здесь есть как предметники, так и учителя для индивидуальной работы — дефектологи.
Немало преподавателей работали в интернате со дня его переселения в город Энгельс: Н.С. Селиванова — завуч, Л.В. Колесова — учитель биологии и химии, Е.Г. Шевченко — заместитель директора по воспитательной работе, Л.Г. Параконная — воспитатель... Они не представляют себя на другом месте, навсегда связали свою жизнь с этим учебным заведением.
В здании общежития, кроме учащихся интерната, живут и самые маленькие воспитанники от 3 до 6 лет, для них здесь создан детский садик. Среди старейших сотрудников — специалистов по детсадовскому возрасту: Н.В. Кириенко — учитель— дефектолог, Л. В. Ножкина — воспитатель.
Не считая учёбы, у детей имеется возможность развиваться творчески в кружках. Такие названия, как «Хозяюшка», «Рукодельница», «Декоративные цветы», «Технический» говорят сами за себя. Мальчики ещё приобретают навыки рабочей профессии в слесарных и столярных мастерских. Для физического развития созданы спортивные кружки, зимой во дворе из года в год заливают каток. Это тем более ценно, что таких катков в Энгельсе становится всё меньше и меньше. Недавно в интернате появился компьютерный класс.
Выпускники интерната №1, получив основное общее образование, могут его продолжить в специальных техникумах других городов и получить профессию, например, зубного техника, лаборанта или воспитателя. Немало мальчиков отправляются учиться в Челябинское профтехучилище, готовящее специалистов для тракторного завода, или сразу начинают работать в мастерских ВОГ (Всесоюзное общество глухих). Как бы ни сложилась жизнь у ребят, интернат не теряет с ними связь. В нём часто происходят встречи с выпускниками, которые очень любят все учащиеся: и бывшие и настоящие.
Из книги С. Хоружая "Уголки родного города".
Школа была десятилеткой. На 1 сентября 1940 года в ней числилось 1050 учеников и 45 учителей. Руководил этим коллективом Вигель.
С началом войны в Энгельсе произошла полнейшая реорганизация. 24 июля 1941 года здание немецкой школы переоборудовали под госпиталь, который уже в ночь с 18 на 19 августа принял 541 раненого. Здесь развернулся один из корпусов ведущего в городе эвакогоспиталя № 3659, возглавляемого Л.Н. Полянским. Начальниками отделений в нём поставили бывших докторов онкодиспансера — военврачей Александру Климентьевну Ларину и Татьяну Александровну Левкову. Оставшиеся после депортации ученики бывшей немецкой школы №10 перешли учиться на Рабочую улицу, в здание бывшей немецкой школы №20.
По амбарной (железнодорожной) ветке, проходящей поблизости от четырёхэтажного здания госпиталя, день и ночь стали прибывать санитарные поезда с фронта. На выгрузку раненых выходил весь медперсонал госпиталя, зачастую им помогали простые жители, спешившие сюда после тяжёлого рабочего дня, и школьники старших классов. Они вели под руки и несли на носилках раненых, порой надрываясь от непосильной ноши, сил не хватало, выгрузка затягивалась... Повсюду были слышны стоны, крики, ругань...
Летом 1943 года этот госпиталь ушёл вслед за фронтом, помещение пустовало недолго, в августе его занял другой эвакогоспиталь № 1306, проработавший здесь по 31 августа 1945 года.
1 сентября победного года в здании вновь поселилась школа, переведённая из Дворца пионеров. Это была средняя женская школа № 3 под руководством Елизаветы Даниловны Жарой — орденоносца и правофлангового учителя. На смену ей пришла не менее квалифицированный преподаватель София Степановна Кустова. Ученицы школы были активистками в общественной жизни города, всегда участвовали в городских смотрах художественной самодеятельности. После отмены раздельного обучения женскую школу соединили с мужской, и она стала смешанной.
Кроме 3-й школы в этом здании в 1947 году расположился коммунально-строительный техникум, переехавший сюда с Рабочей улицы. Он занял весь первый этаж. Пробыл он там вплоть до того времени, когда у техникума появился свой учебный корпус. Как-то в здании работала и вечерняя школа, которую вскоре перевели за вокзал.
В 50-е годы в нашей стране стали создавать школы-интернаты. Вот и в этом • здании 1 сентября 1957 года открылась школа-интернат № 1. Её первым директором был Семён Петрович Водолажский. Местная пресса сообщала: «В нашем городе в этом году открывается школа-интернат. Ей отведено самое лучшее в городе здание 3-й средней школы, располагающей пришкольным участком с теплицей, обширным стадионом, хорошо оборудованными учебными мастерскими».
С.П. Водолажский добавлял, что на первом этаже разместятся столовая, столярная и слесарные мастерские, гардеробная. На втором — спортивный зал, пионерская комната, салон, учительская, кабинет врача и четыре спальные комнаты. Третий этаж займут восемь классных комнат, четвёртый этаж — шесть спальных комнат и некоторые подсобные помещения.
Школа-интернат будет располагать большим штатом учителей, воспитателей, обслуживающим персоналом. Значительно расширяется учебная база школы. Заново обновляется всё школьное оборудование. В перспективе предполагается на базе подсобного хозяйства горпищекомбината организовать летний лагерь, где воспитанники будут не только отдыхать, но и приобретать трудовые навыки. Так широко рекламировали будущую школу.
В первый год её существования было подано 370 заявлений на 210 мест. Тогда велась большая пропаганда правительства, что такие интернаты очень удобны как для учащихся, так и для их родителей. Некоторые дети сами приходили в ГОРОНО (Городской отдел народного образования) с заявлениями о приёме их в этот интернат. Сюда же перевели и 31 ученика из Хвалынской школы-интерната, вернее, Хвалынс-кой лесной школы (так тогда назывались существующие ещё до интернатов учреждения санаторно-курортного типа для детей-сирот).
Для зачисления в школу нужно было обращаться в приёмную комиссию, которая начала работать 17 августа. Преимущество отдавалось многосемейным и детям инвалидов Великой Отечественной войны. Но, в основном, здесь учились ребята, потерявшие одного или обоих родителей. Так туда попал Миша Усанов, сейчас Михаил Степанович — известный художник Поволжского края и единственный художник в городе Энгельсе с высшим художественным образованием.
Он прекрасно учился и активно занимался общественной работой. Был постоянным членом редколлегии класса и школы, всегда отстаивал честь школы на спортивных соревнованиях по гимнастике, участвовал в выставках изобразительного искусства и художественной самодеятельности.
По рассказам М.С. Усанова и газетным материалам, первый год в эту школу принимали детей с 4-го по 7-й классы. Они были полностью на гособеспечении. Ребята, имеющие семьи, навещали домашних только по выходным и праздникам. Летом их вывозили в лагеря труда и отдыха.
Первый лагерь был организован рядом с улицей Маяковского, где сейчас карьер. Там устроили палаточный городок и деревянную столовую. Второй лагерь действовал в пределах сегодняшнего дома отдыха «Ударник», третий — в районе приземления Ю.А. Гагарина. Здесь уже частично стояли финские домики... В интернате создали подсобное хозяйство, где держали свиней, лошадей, имелся грузовик.
Количество учащихся увеличивалось, и поэтому рядом построили общежитие. В нём работала парикмахерская, медицинская комната и мастерская по ремонту обуви. В школе-интернате было много кружков и факультативов по всем предметам. Среди них хоровой (его вёл В.М. Свистунов, там же воспитателем трудилась и его жена), танцевальный, драматический, струнный, духовой. Действовали мастерские: швейная, слесарная, столярная; биологическая и химическая лаборатории, спортзал и кинозал, фотолаборатория. В 60-х годах интернат №1 занял по художественной самодеятельности I место в Саратовской области.
В конце 1958 года директором интерната уже был Александр Петрович Жарков. Из преподавателей яркой индивидуальностью выделялись Антонина Васильевна Мейко — завуч, учитель русского язйка и литературы, Антонина Ивановна Морозова и Бронислава Ивановна Полякова — учителя начальных классов, Владимир Фёдорович Полухин — учитель физкультуры, Владилен Борисович Прушаке-вич — «главный фотограф» (затем его дело продолжил В.Ф. Полухин), Мария Ивановна Фёдорова — заместитель директора по воспитательной работе, Елена Тихоновна Безрукова — заместитель директора по учебной части. Не зря сюда тогда приезжали часто перенимать опыт работы из других школ.
Здесь трудился воспитателем Владимир Николаевич Шаповалов — известный в городе композитор и музыкант. Свою педагогическую деятельность начинала в интернате Лариса Петровна Хаустова, учителем труда была Римма Ивановна Алефиренко, теперь исполнительница романсов.
Среди выпускников школы: Людмила Штыренко — кандидат наук, Алла Борисова — медицинский работник, Светлана Косиванова и Людмила Фоминых — экономисты, Валентин Куховаренко — поэт, Владимир Логутов — фотограф, Олег Гаганский — адвокат, в прошлом судья, Любовь Чернова — доктор химических наук, Анастасия Соловьёва — главный бухгалтер Саратовского областного управления культуры, Александр Сперанский — заведующий детским хирургическим отделением, братья Варсоповы, один — мастер спорта, когда-то возглавлял городской стадион, другой — перворазрядник, сёстры Егоровы — гимнастки, Юрий Илюшин — тоже гимнаст, сейчас работает в московском цирке, бывшая вожатая школы НинаТалаве-рова теперь филолог.
По воспоминаниям М.И. Фёдоровой в начале 60-х годов под руководством педагога Нины Александровны Летягиной в интернате была создана комната-му-зей, которая впоследствии во главе с воспитателем гвардии майором в отставке Михаилом Ильичём Максимовым стала самым известным музеем боевой и трудовой славы, занявшим в 70-х годах второе место в стране среди школьных музеев.
В нём были собраны материалы о земляках, храбро защищавших Родину, живых и павших в боях или умерших от ран. М.И. Максимов известен в стране ещё и тем, что в 1960 году обучал парашютному делу будущих космонавтов: естественно, сведения о них занимали в музее центральное место. Теперь этот музей, значительно пополнившийся экспонатами, можно увидеть в Энгельсском Центре развития творчества детей и юношества.
В интернате активно работала Ленинская комната — дань того времени. Инициаторами её создания были комсомольцы. Они разыскивали адреса старых большевиков, переписывались с Ленинскими музеями городов нашей страны, оформляли альбомы о жизни и деятельности В.И. Ленина... Главным помощником ребят с самого основания Ленинской комнаты являлся старейший работник народного образования С.С. Семёнов, учившийся в одной гимназии с Ульяновыми, только несколькими годами позже. Оказывали помощь родственники первых учителей вождя революции и его товарищей по борьбе Н.И. Ежова, В.А. Козлова, профессора Н.Н. Ясницкий, В.А. Соловьёва, преподаватель интерната В.Ф. Полухин.
Здесь проводились экскурсии, уроки и встречи с интересными людьми для учащихся школ, училищ и техникумов разных городов области и страны, бывали делегации промышленных предприятий. Старшеклассники сами выезжали собирать материал в города Ульяновск, Москву, Ленинград, Ригу. Гостили в Разливе.
В 70-х годах музеем-комнатой руководила воспитатель Нина Сергеевна Сы-ченко — «Отличник народного образования». Школьный музей неоднократно награждался грамотами. На Всесоюзном слёте по туристской работе активистам Ленинской комнаты был вручён вымпел. Эта работа уже проводилась под руководством директора Александра Георгиевича Уткина, затем Евгении Ивановны Колесни-ченко.
В 80-х годах школу-интернат закрыли, произвели капитальный ремонт, и в январе 1984 года сюда переехал из города Вольска интернат для глухих детей. Первым его директором был Тульгук, потом В.П. Муромцев, С.С. Жук, с 90-х годов интернатом руководил Виктор Алексеевич Никитин, с 2006 года — Николай Николаевич Петров.
Внутри здание полностью изменилось. Кабинеты для удобства обучения сделали небольшими. В них занимаются по 6-8 учеников. В красочно оформленных классах есть «живые уголки».
В этот интернат съезжаются ребята со всей Саратовской области. Ежегодно в нём учатся около 180 детей. Коллектив преподавателей и воспитателей стараются в первую очередь развить речь, правильное произношение своих учеников, оформить их как личность. Здесь есть как предметники, так и учителя для индивидуальной работы — дефектологи.
Немало преподавателей работали в интернате со дня его переселения в город Энгельс: Н.С. Селиванова — завуч, Л.В. Колесова — учитель биологии и химии, Е.Г. Шевченко — заместитель директора по воспитательной работе, Л.Г. Параконная — воспитатель... Они не представляют себя на другом месте, навсегда связали свою жизнь с этим учебным заведением.
В здании общежития, кроме учащихся интерната, живут и самые маленькие воспитанники от 3 до 6 лет, для них здесь создан детский садик. Среди старейших сотрудников — специалистов по детсадовскому возрасту: Н.В. Кириенко — учитель— дефектолог, Л. В. Ножкина — воспитатель.
Не считая учёбы, у детей имеется возможность развиваться творчески в кружках. Такие названия, как «Хозяюшка», «Рукодельница», «Декоративные цветы», «Технический» говорят сами за себя. Мальчики ещё приобретают навыки рабочей профессии в слесарных и столярных мастерских. Для физического развития созданы спортивные кружки, зимой во дворе из года в год заливают каток. Это тем более ценно, что таких катков в Энгельсе становится всё меньше и меньше. Недавно в интернате появился компьютерный класс.
Выпускники интерната №1, получив основное общее образование, могут его продолжить в специальных техникумах других городов и получить профессию, например, зубного техника, лаборанта или воспитателя. Немало мальчиков отправляются учиться в Челябинское профтехучилище, готовящее специалистов для тракторного завода, или сразу начинают работать в мастерских ВОГ (Всесоюзное общество глухих). Как бы ни сложилась жизнь у ребят, интернат не теряет с ними связь. В нём часто происходят встречи с выпускниками, которые очень любят все учащиеся: и бывшие и настоящие.
Из книги С. Хоружая "Уголки родного города".
Рубрики: Литература Истории
«Волга Фото» Новости Фотографии / Фотографии / Школа-интернат (пл. Свободы, 11)
Назад к списку