СВЯТО-ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ.Покровск.
СВЯТО-ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ (РАНЕЕ НОСИЛА ИМЯ ВОСКРЕСЕНСКОЙ)
04/09/2019 16:24 Литература Истории
Так уж получается, что раздел «Покровск православный» мы открываем неизвестной ранее страницей из истории Свято-Троицкой церкви.
История её написана и неоднократно опубликована в средствах массовой информации, в альбомах «Страницы истории», в очерках-исследованиях Е.М. Ериной «Под Покровом Богородицы» (Саратов. Прив. кн. изд-во, 2003,2008. Т. 1. С. 175—183). Казалось, что ничего нового дальнейшее исследование в историю церкви не привнесёт. Но... никогда не говори никогда!
Коренной покровчанин АА Гред-ченко, исследуя генеалогическое древо своей многочисленной семьи, обратился к изучению исповедной книги Свято-Троицкой церкви слободы Покровской за 1825—1832 годы, хранящейся в архивном фонде Государственного исторического архива немцев Поволжья в городе Энгельсе. И каково же было его удивление, когда он обнаружил, что церковь в те годы именовалась Воскресенской.
Исследователь обратил моё внимание на этот факт, поскольку именно я была первым автором статьи об истории церкви. Пришлось прибегнуть к документам за указанный период, хранящимся в Энгельсском и Саратовском областных государственных архивах. В интересующее нас время Покровская слобода входила в Саратовский уезд, тогда как церкви уезда до 1829 года относились к Пензенской православной консистории, и лишь затем к вновь образованной Саратовской консистории. Просмотр указов обеих консисторий не дал положительного результата, поскольку они касались разных сторон жизни церковных приходов, церковного имущества, но не было среди них указов о строительстве церквей, освящении престолов в них, создании новых приходов. Тем не менее косвенно они помогли исследователю, поскольку на обороте каждого указа, поступившего в Покровскую слободу от благочинного Саратовского и Александро-Невского собора Платона Карпова, стояли подписи причта всех трёх слободских церквей — Покровской, Петропавловской и третьей, которую мы знали как Троицкую, но она в действительности оказалась Воскресенской.
При этом внимание обращалось прежде всего на причт этой церкви, который представляли священники Николай Львович Пластов и Прокопий Фёдорович Пуль-кин, дьякон Пётр Максимович Риданов, пономари Иван Фёдорович Дамаскин и Кось-ма (Кузьма) Иванович Севрюгин. А ведь именно об этих служителях как о первом причте Троицкой церкви можно прочитать в уже опубликованных материалах. Таким образом, интрига нарастала: это одна и та же церковь, но почему же она Воскресенская, если изначально строилась как Троицкая? Открываем первую, сохранившуюся в архивном фонде Свято-Троицкой церкви, книгу для записывания ризницы и всего имущества, которая была выдана Саратовским духовным правлением Воскресенской церкви заволжской Покровской слободы, состоящей в Саратовском уезде мая 25 дня 1825 года.
В разделе книги «звание вещей» читаем: «Церковь каменная во имя Святые живоначальные и нераздельные Троицы». А далее идёт описание церковного имущества.
Следующая книга для записывания ризницы и всего церковного имущества была выдана Саратовской духовной консисторией Саратовского уезда 21 июня 1832 года «священнослужителям заволжской Покровской слободы Троицкой церкви». В первой статье книги дано описание «каменной беспридельной церкви во имя Святые и живоначальные Троицы, освящённой в мае 1825 года Архимандритом Арсением Саратовского Спасо-Преображенского монастыря по указу Пензенской духовной консистории».
Все записи в книге заверены подписями членов причта, фамилии которых уже перечислены выше. Упоминания о переименовании церкви в деле не оказалось.
Но мы не остановились на этом. Была тщательно изучена метрическая книга за, как на ней значилось, 1825—1833 годы. При осмотре книги оказалось, что она сброшюрована из отдельных на каждый год записных тетрадей, каждая из которых предварялась записью о том, кем, когда и кому она выдана. Записи за 1825—1828 годы оказались идентичными: выданы Саратовским духовным правлением Саратовского округа Пензенской православной консистории заволжской Покровской слободы Воскресенской церкви священнослужителям «для записи рождения, браком сочетавшихся и умерших граждан». И хоть в 1929—1931 годы записные тетради были выданы той же Воскресенской церкви Саратовской духовной консисторией для тех же целей, наибольший интерес вызвала последняя тетрадь, на которой стояла дата: «1832 года, декабря 31 дня».
Таким образом и был сделан вывод, что метрических записей за 1832 год не сохранилось и на обложку книги в своё время была вынесена конечная дата —1833 год. А дальнейшее прочтение текста позволило установить истину: «... дана сия книга из Саратовской духовной консистории Покровской слободы Троицкой церкви священнослужителям д ля записывания в приходе рождающихся, браком сочетавшихся и умерших в будущем 1832 году».
То есть фактически тетрадь была выдана 31 декабря 1831 года на следующий, 1832 год, но не на 1833 год.
Так нам удалось установить, что метрические записи за 1832 год сохранились и что именно в этом году церковь стала именоваться Троицкой.
Осталось только установить месяц, в котором она была переименована.
С этой целью решено было вновь обратиться к сохранившимся указам Саратовской духовной консистории за период с 3 марта по 15 декабря 1832 года, на обороте которых сохранились подписи членов причта церквей с указанием даты подписания. С марта по апрель включительно они ставили свои подписи от церкви Воскресенской, а в мае — уже от Троицкой церкви.
Таким образом, в ходе длительного изучения всех имеющихся документов нам удалось установить, что Воскресенская церковь в мае 1832 года стала именоваться Троицкой, но указов о наименовании церкви Воскресенской и переименовании её в Троицкую обнаружено не было.
Даже если предположить, что на месте строительства каменной церкви прежде была деревянная церковь во имя Воскресения Господня, документы которой не сохранились и о которой никогда не упоминали даже старожилы, такие как священник и краевед Любенский, не совсем понятно, почему новая каменная церковь, которая изначально проектировалась и строилась как церковь «во имя Живоначальные и нераздельные Троицы» не сразу получила своё имя.
Позволят ли нам пролить свет на эту загадку документы, хранящиеся в федеральных архивах, покажет время.
Из книги "Под покровом Богородицы" часть 5 автор Е. Ерина.
История её написана и неоднократно опубликована в средствах массовой информации, в альбомах «Страницы истории», в очерках-исследованиях Е.М. Ериной «Под Покровом Богородицы» (Саратов. Прив. кн. изд-во, 2003,2008. Т. 1. С. 175—183). Казалось, что ничего нового дальнейшее исследование в историю церкви не привнесёт. Но... никогда не говори никогда!
Коренной покровчанин АА Гред-ченко, исследуя генеалогическое древо своей многочисленной семьи, обратился к изучению исповедной книги Свято-Троицкой церкви слободы Покровской за 1825—1832 годы, хранящейся в архивном фонде Государственного исторического архива немцев Поволжья в городе Энгельсе. И каково же было его удивление, когда он обнаружил, что церковь в те годы именовалась Воскресенской.
Исследователь обратил моё внимание на этот факт, поскольку именно я была первым автором статьи об истории церкви. Пришлось прибегнуть к документам за указанный период, хранящимся в Энгельсском и Саратовском областных государственных архивах. В интересующее нас время Покровская слобода входила в Саратовский уезд, тогда как церкви уезда до 1829 года относились к Пензенской православной консистории, и лишь затем к вновь образованной Саратовской консистории. Просмотр указов обеих консисторий не дал положительного результата, поскольку они касались разных сторон жизни церковных приходов, церковного имущества, но не было среди них указов о строительстве церквей, освящении престолов в них, создании новых приходов. Тем не менее косвенно они помогли исследователю, поскольку на обороте каждого указа, поступившего в Покровскую слободу от благочинного Саратовского и Александро-Невского собора Платона Карпова, стояли подписи причта всех трёх слободских церквей — Покровской, Петропавловской и третьей, которую мы знали как Троицкую, но она в действительности оказалась Воскресенской.
При этом внимание обращалось прежде всего на причт этой церкви, который представляли священники Николай Львович Пластов и Прокопий Фёдорович Пуль-кин, дьякон Пётр Максимович Риданов, пономари Иван Фёдорович Дамаскин и Кось-ма (Кузьма) Иванович Севрюгин. А ведь именно об этих служителях как о первом причте Троицкой церкви можно прочитать в уже опубликованных материалах. Таким образом, интрига нарастала: это одна и та же церковь, но почему же она Воскресенская, если изначально строилась как Троицкая? Открываем первую, сохранившуюся в архивном фонде Свято-Троицкой церкви, книгу для записывания ризницы и всего имущества, которая была выдана Саратовским духовным правлением Воскресенской церкви заволжской Покровской слободы, состоящей в Саратовском уезде мая 25 дня 1825 года.
В разделе книги «звание вещей» читаем: «Церковь каменная во имя Святые живоначальные и нераздельные Троицы». А далее идёт описание церковного имущества.
Следующая книга для записывания ризницы и всего церковного имущества была выдана Саратовской духовной консисторией Саратовского уезда 21 июня 1832 года «священнослужителям заволжской Покровской слободы Троицкой церкви». В первой статье книги дано описание «каменной беспридельной церкви во имя Святые и живоначальные Троицы, освящённой в мае 1825 года Архимандритом Арсением Саратовского Спасо-Преображенского монастыря по указу Пензенской духовной консистории».
Все записи в книге заверены подписями членов причта, фамилии которых уже перечислены выше. Упоминания о переименовании церкви в деле не оказалось.
Но мы не остановились на этом. Была тщательно изучена метрическая книга за, как на ней значилось, 1825—1833 годы. При осмотре книги оказалось, что она сброшюрована из отдельных на каждый год записных тетрадей, каждая из которых предварялась записью о том, кем, когда и кому она выдана. Записи за 1825—1828 годы оказались идентичными: выданы Саратовским духовным правлением Саратовского округа Пензенской православной консистории заволжской Покровской слободы Воскресенской церкви священнослужителям «для записи рождения, браком сочетавшихся и умерших граждан». И хоть в 1929—1931 годы записные тетради были выданы той же Воскресенской церкви Саратовской духовной консисторией для тех же целей, наибольший интерес вызвала последняя тетрадь, на которой стояла дата: «1832 года, декабря 31 дня».
Таким образом и был сделан вывод, что метрических записей за 1832 год не сохранилось и на обложку книги в своё время была вынесена конечная дата —1833 год. А дальнейшее прочтение текста позволило установить истину: «... дана сия книга из Саратовской духовной консистории Покровской слободы Троицкой церкви священнослужителям д ля записывания в приходе рождающихся, браком сочетавшихся и умерших в будущем 1832 году».
То есть фактически тетрадь была выдана 31 декабря 1831 года на следующий, 1832 год, но не на 1833 год.
Так нам удалось установить, что метрические записи за 1832 год сохранились и что именно в этом году церковь стала именоваться Троицкой.
Осталось только установить месяц, в котором она была переименована.
С этой целью решено было вновь обратиться к сохранившимся указам Саратовской духовной консистории за период с 3 марта по 15 декабря 1832 года, на обороте которых сохранились подписи членов причта церквей с указанием даты подписания. С марта по апрель включительно они ставили свои подписи от церкви Воскресенской, а в мае — уже от Троицкой церкви.
Таким образом, в ходе длительного изучения всех имеющихся документов нам удалось установить, что Воскресенская церковь в мае 1832 года стала именоваться Троицкой, но указов о наименовании церкви Воскресенской и переименовании её в Троицкую обнаружено не было.
Даже если предположить, что на месте строительства каменной церкви прежде была деревянная церковь во имя Воскресения Господня, документы которой не сохранились и о которой никогда не упоминали даже старожилы, такие как священник и краевед Любенский, не совсем понятно, почему новая каменная церковь, которая изначально проектировалась и строилась как церковь «во имя Живоначальные и нераздельные Троицы» не сразу получила своё имя.
Позволят ли нам пролить свет на эту загадку документы, хранящиеся в федеральных архивах, покажет время.
Из книги "Под покровом Богородицы" часть 5 автор Е. Ерина.
Фото 20 годов ХХ века. Фото из краеведческого музея города Энгельса.
Рубрики: Литература Истории
«Волга Фото» Новости Фотографии / Фотографии / Свято-Троицкая церковь (ранее носила имя Воскресенской)
Назад к списку