Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы г.Покровск п.Анисовка - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

15.6.Улицы (современные) Покровска (Энгельса)- Нестестерова

улица Нестерова -Иван Серафимович Нестеров.Иван Серафимович Нестеров.

Днем рождения этой улицы, одной из центральных в городе Энгельсе, стал первый сентябрьский день 1934 года, когда президиум Энгельсского городского Совета народных депутатов принял решение о переименовании бывшей Новоузенской в улицу имени Нестерова. Это решение позволило надеяться, что имя Нестерова будет жить в памяти горожан. Вряд ли мог мечтать об этом сельский паренек Иван, сын крестьянина Серафима Нестерова из села Петропавловка Новоузенского уезда, в который входила тогда и Покровская слобода.

Родился он в 1907 году. С надеждами на лучшее будущее воспринял крутые перемены послереволюционного времени, будоражившие то и дело сельскую глубинку. В уезде начали организовываться первые комсомольские ячейки;  Иван Нестеров вступил в комсомол. Большевики призвали молодежь встать на защиту Советской власти, и Нестеров в составе частей особого назначения отправился сражаться с отрядами белой гвардии.
После гражданской Иван Нестеров приехал в Саратов и поступил на рабфак. Затем окончил Одесское морское училище и в 1929 году поступил в Ленинградский институт инженеров водного транспорта

…Пароход, названный именем известного русского полярного исследователя XVIII века Семена Челюскина, в 1933 году начал сквозное плавание по Северному морскому пути от Мурманска до Берингова пролива. Руководил экспедицией академик Отто Юльевич Шмидт, а машинистом на пароходе был студент Ленинградского института Иван Серафимович Нестеров.
В октябре 1933 года «Челюскин», скованный льдами у Берингова пролива, стал дрейфовать на север, а в феврале следующего года был раздавлен льдами. Более трех месяцев существовал на льдине лагерь Шмидта. Люди жили в постоянной опасности. По выражении руководителя комиссии по спасению челюскинцев Г. А. Ушакова, «то была жизнь на вулкане».
Ледовый лагерь строился, жил, выполнял научно-исследовательскую работу и готовился к переброске на Большую землю.
В строительстве ледового лагеря активно участвовал Иван Нестеров. Он возглавлял бригаду по заготовке древесины. Ее вырубали из корпуса парохода и его различных помещений. Один из челюскинцев, Александр Погосов, вспоминал: «Богатырского сложения Heстеров появлялся то на пароходе, то на льдине. Всюду слышались его громогласные команды: «Взяли, раз, два — взяли… еще разик еще да раз!» Наверное, тогда, под знакомые бурлацкие напевы вспоминались ему родные волжские просторы».
В первую же лагерную ночь радист Эрнст Кренкель наладил связь с берегом и все узнали, что правительство готовит спасение челюскинцев. В ледовом лагере начали подготовку к приему самолетов, подобрали и расчистили от торосов и сугробов площадку аэродром.

— Теперь бы несколько дней хорошей погоды, и тогда — прощай новая деревня на льду,— говорил Нестеров.
За два месяца челюскинцами было расчищено тринадцать аэродромов, и только 13 апреля 1934 года самолеты переправили шестерых последних моряков и исследователей на Большую землю.
Плавание на «Челюскине» было для Нестерова чем-то вроде производственной практики. Завершив ее с орденом Красной Звезды, Иван Серафимович возвратился в Ленинград и продолжил учебу в институте инженеров водного транспорта. Тему для дипломного проекта Нестеров избрал знакомую, проверенную на практике во время полярного путешествия: «Проект главной машины товаро-пассажирского судна в условиях полярного плавания».
Защитив диплом с оценкой «хорошо», Иван Нестеров получил звание инженера-механика водного транспорта и был направлен на работу в Балтийское морское пароходство. Он плавал судовым механиком на пароходе «Свирь».

По морю Нестеров ходил недолго. Вскоре его перевели в Государственный регистр СССР инструктором по механической части, а в 1937 году молодого инженера назначили начальником Мурманского территориального управления Севморпути. В следующем году уже как начальник Арктического морского пароходства И. С. Нестеров принимал участие в работе полярной экспедиции Ивана Дмитриевича Папанина, которая провела двести семьдесят четыре дня на дрейфующей льдине. За эту операцию Нестеров был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В первый же день Великой Отечественной войны Иван Серафимович пришел добровольцем в военкомат. В автобиографии он писал о себе: «26 июня 1941 года зачислен в армию и получил поручение сформировать в Ленинграде отдельный пулеметно-ар-тиллерийский батальон. После сформирования его назначен заместителем командира батальона, а затем — комиссаром».
Отдельный батальон участвовал в боях на Ленинградском фронте, в одном из которых Иван Нестеров был ранен, но не оставил поля боя. Через два часа он получил второе ранение, более тяжелое, чем первое. Его отправили в госпиталь. За участие в этом сражении Ивана Серафимовича наградили вторым орденом Красной Звезды.
Лечение окончено, но медицинская комиссия признала Нестерова годным только к нестроевой службе в армии. Его зачислили в штаб Ленинградского военкомата руководителем гидрометеослужбы.
В июне 1947 года Иван Серафимович назначается начальником Главного управления флота и портов северных и западных морей. ^а успешную работу на этом посту ему присвоили персональное звание инженер-генерал-директор третьего ранга. В 1959 году Нестерова наградили вторым орденом Трудового Красного Знамени, том же году Иван Серафимович скоропостижно скончался, оборонен он в Москве на Ваганьковском кладбище.

Летом 1980 года со стапелей Херсонского судостроительного завода сошел мощный сухогруз, названный в память о нашем земляке «Иван Нестеров».

Источник


Назад к списку