Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы г.Покровск п.Анисовка - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

15.3.Марина (Мария) Раскова

Улицы г. Покровска (Энгельса)

История еще одного воинского подразделения тесно связана с городом Энгельсом. Это женская авиачасть №  122, начавшая формироваться в Москве в октябре 1941 года, когда столица переживала тревожные, дни. Немецкие войска перешли в наступление  на  центральному направлении,  и  на подступах к Москве закипели жесточайшие бои.

Комплектованием авиачасти занималась известная летчица Герой Советского Союза Марина Михайловна Раскова. В спецнаборе девушек-добровольцев участвовали летчицы из гражданского воздушного флота и аэроклубов, студентки московских вузов, молодые работницы столичных фабрик и заводов.
Комиссия, руководимая майором Расковой, набрав большую часть необходимого состава, отправила будущих летчиц и штурманов на поезде в город Энгельс, недостающую часть контингента предполагалось добрать в Энгельсе и Саратове.
В обычное время поезд от Москвы до Саратова шел не более суток, в военный же год девушки добирались до Энгельса целую неделю.

«Серым октябрьским утром, уже по-зимнему холодным и снежным, подъезжали мы к Волге,— вспоминала одна из приехавших тогда в Энгельс.— Приказ № 1, объявленный сразу же, как только мы вышли из теплушек, гласил: «Сегодня всем посетить гарнизонную парикмахерскую и подстричься «под мальчика»…». Началась нелегкая курсантская жизнь. Десять уроков в день и два часа строевой подготовки. А у штурманов еще час занятий «морзянкой». Мы поднимались раньше всех
в гарнизоне и, стараясь не шаркать сапогами, до завтрака шли в учебный корпус, где тренировались на телеграфном ключе. Спать приходилось не больше пяти-шести (часов в сутки. Но не беда! До сна ли, когда мы жили одной мечтой — побыстрее на фронт!»
Мария Михайловна Раскова готовила своих питомцев к суровой фронтовой жизни. Среди ночи она поднимала часть по тревоге, приучала одеваться за две-три минуты и вставать в строй, в крепчайший мороз на улице проводила учебные занятия.
Все девушки с нетерпением ждали тренировочных полетов. Начались они 25 января 1942 года. Огромный ТБ-3 поднялся с заснеженного энгельсского аэродрома с первой штурманской группой. Некоторые из будущих летчиц и штурманов впервые оказались на самолете. Два часа полета в салоне самолета показали, что далеко Не все девушки благополучно переносят воздушные перелеты.
Вскоре женскую авиачасть в Энгельсе поделили на три полка. Два из них по разным причинам «разбавили» мужчинами, а третий – полк скоростных бомбардировщиков, которым командовала Раскова,— остался женским.

На энгельсский аэродром прибыли тихоходные ПО-2. На них девушки совершали тренировочные полеты днем и ночью, отдельными Экипажами, звеньями, летали на полигон для бомбометания. Девушки — летчицы и штурманы, готовясь к отправке на фронт, знали, что там гибнут люди, понимали — смерть может настигнуть и их самих… Готовились, знали, понимали… Однако, когда случилась первая трагедия в полку, она оказалась неожиданной, нелепой, невыносимо горькой.
Три экипажа ПО-2 недалеко от Энгельса попали в такой сильный снегопад, что земля и небо смешались в одно серое непроглядное месиво. На ПО-2 не было почти никаких приборов для слепого полета, и летчицы потеряли пространственный ориентир, перестали понимать, куда летит самолет.
Произошла катастрофа. Два экипажа погибли: Лиля Тормосина, Надя Комогорцева, Аня Монахова и Марина Виноградова. Третий самолет тоже врезался в землю, но Ира Себрова и Руфа Гашева остались живы.
Много лет спустя бывшие летчицы энгельсского женского полка приехали в Энгельс и побывали на городском кладбище. Они долго стояли с опущенными заплаканными лицами у высокого серебристого памятника, с мраморной доски которого смотрели на них улыбающиеся Лиля, Надя, Аня и Марина

Источник

 


Назад к списку