11.Саратовский автодорожный мост
География
Мост начинается на правом берегу Волги в старейшем районе Саратова от Предмостовой площади, его приподнятая судоходная часть идёт до острова с городским пляжем (к которому организован спуск), откуда (уже со стандартной низкой конструкцией) мост продолжается до Энгельса.
Саратовский мост
Мост ночью
История
В царской России большой необходимости в транспортной и пешеходной переправе через Волгу никогда не было. Впервые идея возведения моста была озвучена летом 1917 года, однако тогда приоритетным был проект строительства железнодорожной переправы (включавшей, стоит отметить, в одном из вариантов строительство во втором уровне моста автомобильной полосы). В последовавшие годы с быстрым развитием автотранспорта, промышленности, сельского хозяйства и, соответственно, увеличением населения городов вопрос о сооружении моста между Саратовом и Энгельсом становился всё более насущным.
Строительство моста
Саратовский автомобильный мост быстро стал одним из главных символов Саратова. Помимо важнейшей исторической и экономической роли, а также весьма примечательной архитектуры сооружения, большим событием была и сама стройка, на которой снимались многочисленные документальные хроники и вышедший на экраны в 1965 году художественный фильм "Строится мост" режиссёров О. Н. Ефремова и Г. Г. Егиазарова. Несколько десятков проектировщиков и строителей моста были удостоены высших правительственных наград. К 2000-м годам мост пришёл в состояние, близкое к аварийному. Проблема чрезмерной загруженности (даже вне часов пик) была решена появлением второго моста между Пристанным и Шумейкой, также было прекращено троллейбусное движение из Саратова в Энгельс (с последующим демонтажем опор контактной сети). В настоящее время ведётся поэтапный ремонт опорных конструкций, замена освещения и заграждений.
Читать также
Энгельс
И. Козловский, 2012 (последнее изменение: 20.07.2012)
Использование статей энциклопедии разрешено при условии наличия ссылки на первоисточник. saratovregion@rambler.ru (c) Большая Саратовская Энциклопедия, 2010–2017.- Истчник |
|
Саратовский автодорожный мост
Фото и описание: Саратовский автодорожный мост
Одним из главных символов современного Саратова является крупнейший в Европе автодорожный мост через реку Волга, соединяющий города Саратов и Энгельс. На момент сдачи моста в эксплуатацию в 1965 году это был самым длинным в Европе, его длина составляла 2803,7 метра.
В марте 1958 года был утвержден проект автодорожного моста и признан одним из уникальнейших в мировом мостостроении. Спроектировал и воплотил в жизнь своё творение В.М.Иодзевич по новейшей инженерной методике того времени. Экспериментальный мост почти полностью конструировался из железобетонных элементов, в которые входили 39 мостовых опор. На тот момент он должен был обеспечить пропуск четырех полос автотранспорта и двух тротуаров для пешеходов (на сегодняшний день на мосту пять полос). Длина судоходных пролетных строений по сей день превышает 160 метров. Мост стал самым большим по протяженности в Европе и Советском Союзе. По смете стоимость масштабной новостройки составила 266 миллионов рублей.
Мост визуально выглядит «горбатым», так как на разных участках он не одинаков по высоте. Прилегающие к Саратову пролёты предусмотрены для пароходов и высоко габаритных судов, там мост становиться выше и расстояние между опорами шире. А дальше, ближе к Энгельской стороне, плавное снижение высоты, спуск к Покровскому острову расположенному практически на середине моста, который был искусственно намыт после завершения строительства специально для создания пляжной зоны отдыха (в наше время – городской пляж).
На заключительном этапе строительства, в непосредственной близи, происходили съемки художественного фильма «Строится мост» 1965 года выпуска. В съёмках фильма принимали участие любимые актёры того времени, такие как: Олег Даль, Олег Ефремов, Людмила Гурченко, Олег Табаков и обычные жители Саратова.
Первые испытания моста были начаты 13 июня 1965 года. Под тяжестью груженых грузовиков на прочность проверялся каждый пролет. Для проверки прочности самых длинных пролетов-«птичек» было одновременно использовано 250 единиц груженой техники.
10 июля 1965 года Государственная комиссия приняла в эксплуатацию мост, а 11 июля состоялось праздничное шествие, посвященное открытию грандиозного сооружения в мировом мостостроение. Многотысячное шествие состоящие из жители двух городов которые двигались на встречу друг другу и встретившись на середине моста Саратов-Энгельс обменялись рукопожатиями.
В 2011 году мост «Саратов-Энгельс» вошёл в топ-лист «20 популярных архитектурно-исторических достопримечательностей» в конкурсе «Чудеса Приволжья – своими глазами».
Назад к списку