Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы г.Покровск п.Анисовка - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

11.Саратовский автодорожный мост

Саратовский автомобильный мост – переправа через Волгу, связывающая Саратов и Энгельс. 


География
Мост начинается на правом берегу Волги в старейшем районе Саратова от Предмостовой площади, его приподнятая судоходная часть идёт до острова с городским пляжем (к которому организован спуск), откуда (уже со стандартной низкой конструкцией) мост продолжается до Энгельса. 

Саратовский мост

 

Мост ночью


История
В царской России большой необходимости в транспортной и пешеходной переправе через Волгу никогда не было. Впервые идея возведения моста была озвучена летом 1917 года, однако тогда приоритетным был проект строительства железнодорожной переправы (включавшей, стоит отметить, в одном из вариантов строительство во втором уровне моста автомобильной полосы). В последовавшие годы с быстрым развитием автотранспорта, промышленности, сельского хозяйства и, соответственно, увеличением населения городов вопрос о сооружении моста между Саратовом и Энгельсом становился всё более насущным. 

Строительство моста

В 1956 году Совет Министров СССР поручил Министерству транспортного строительства разработать проект моста, который уже через два года был готов и утверждён. Составленный инженером В. М. Иодзевичем, он предполагал использование почти исключительно железобетонных конструкций, что делало его на тот момент уникальным. Общая длина составляла 2803,7 метров, ширина – 15 метров, опор было запланировано 39. Монтаж был доверен 8-му мостостроительномуотряду 3-го Строительного управления, сдача в эксплуатацию была намечена на конец 1960 года. Для решения проблемы доставки стройматериалов к стройке на энгельсском берегу были в кратчайшие сроки возведены заводы железобетонных конструкций. При установке опор, начатой в 1959 году, был применён прогрессивный бескесонный метод со вдавливанием свай в дно и последующим их заполнением бетоном. Работы проводились одновременно с затоплением Волгоградского водохранилища, помимо общего повышения уровня воды затруднял строительство ледоход, наносивший повреждения уже готовым конструкциям. К работам активно привлекались добровольцы, на сооружении моста работали 12 комсомольских бригад. Всего на разных этапах число работавших на стройке достигало 1,5 тысяч человек. По целому ряду причин, в частности из-за выявленных недостатков в возведении опор и в связи с затягивавшимся производством новых материалов, сроки сдачи объекта были перенесены. После того, как опоры были доведены до искусственного острова (городского пляжа), началось возведение судоходной части моста. Пролётные конструкции доставлялись к месту установки на плавучих опорах, их установка была завершена к концу 1964 года. К новому 1965 году по мосту уже перешли из одного города в другой первые пешеходы. Официальные испытания были намечены на 13 июня, до этого в основном устанавливались бордюры и перила, тротуарные плиты, освещение и троллейбусные линии, приводились в порядок подъезды к мосту. После успешного испытания грузовыми автомашинами 10 июля 1965 годакрупнейший автодорожный мост в Европе был принят Государственной комиссией, и уже на следующий день Первый секретарь Саратовского обкома КПСС Алексей Иванович Шибаев на многотысячном митинге торжественно открыл движение по мосту. 
Саратовский автомобильный мост быстро стал одним из главных символов Саратова. Помимо важнейшей исторической и экономической роли, а также весьма примечательной архитектуры сооружения, большим событием была и сама стройка, на которой снимались многочисленные документальные хроники и вышедший на экраны в 1965 году художественный фильм "Строится мост" режиссёров О. Н. Ефремова и Г. Г. Егиазарова. Несколько десятков проектировщиков и строителей моста были удостоены высших правительственных наград. К 2000-м годам мост пришёл в состояние, близкое к аварийному. Проблема чрезмерной загруженности (даже вне часов пик) была решена появлением второго моста между Пристанным и Шумейкой, также было прекращено троллейбусное движение из Саратова в Энгельс (с последующим демонтажем опор контактной сети). В настоящее время ведётся поэтапный ремонт опорных конструкций, замена освещения и заграждений. 

Читать также
Энгельс 

 

И. Козловский, 2012 (последнее изменение: 20.07.2012)

Использование статей энциклопедии разрешено при условии наличия ссылки на первоисточник.
saratovregion@rambler.ru
(c) Большая Саратовская Энциклопедия, 2010–2017.- Истчник
 

 

Саратовский автодорожный мост

 
Саратовский автодорожный мостФото: Саратовский автодорожный мост

Фото и описание: Саратовский автодорожный мост

Одним из главных символов современного Саратова является крупнейший в Европе автодорожный мост через реку Волга, соединяющий города Саратов и Энгельс. На момент сдачи моста в эксплуатацию в 1965 году это был самым длинным в Европе, его длина составляла 2803,7 метра.

В марте 1958 года был утвержден проект автодорожного моста и признан одним из уникальнейших в мировом мостостроении. Спроектировал и воплотил в жизнь своё творение В.М.Иодзевич по новейшей инженерной методике того времени. Экспериментальный мост почти полностью конструировался из железобетонных элементов, в которые входили 39 мостовых опор. На тот момент он должен был обеспечить пропуск четырех полос автотранспорта и двух тротуаров для пешеходов (на сегодняшний день на мосту пять полос). Длина судоходных пролетных строений по сей день превышает 160 метров. Мост стал самым большим по протяженности в Европе и Советском Союзе. По смете стоимость масштабной новостройки составила 266 миллионов рублей.

Мост визуально выглядит «горбатым», так как на разных участках он не одинаков по высоте. Прилегающие к Саратову пролёты предусмотрены для пароходов и высоко габаритных судов, там мост становиться выше и расстояние между опорами шире. А дальше, ближе к Энгельской стороне, плавное снижение высоты, спуск к Покровскому острову расположенному практически на середине моста, который был искусственно намыт после завершения строительства специально для создания пляжной зоны отдыха (в наше время – городской пляж).

На заключительном этапе строительства, в непосредственной близи, происходили съемки художественного фильма «Строится мост» 1965 года выпуска. В съёмках фильма принимали участие любимые актёры того времени, такие как: Олег Даль, Олег Ефремов, Людмила Гурченко, Олег Табаков и обычные жители Саратова.

Первые испытания моста были начаты 13 июня 1965 года. Под тяжестью груженых грузовиков на прочность проверялся каждый пролет. Для проверки прочности самых длинных пролетов-«птичек» было одновременно использовано 250 единиц груженой техники.

10 июля 1965 года Государственная комиссия приняла в эксплуатацию мост, а 11 июля состоялось праздничное шествие, посвященное открытию грандиозного сооружения в мировом мостостроение. Многотысячное шествие состоящие из жители двух городов которые двигались на встречу друг другу и встретившись на середине моста Саратов-Энгельс обменялись рукопожатиями.

В 2011 году мост «Саратов-Энгельс» вошёл в топ-лист «20 популярных архитектурно-исторических достопримечательностей» в конкурсе «Чудеса Приволжья – своими глазами».


Назад к списку