8.Анисовка – станция и посёлок в Энгельсском районе
Киножурнал Нижнее Поволжье №26, 1965г
География
Посёлок расположен на западе района в 16 километрах от Саратова и 10 километрах от Энгельса. Координаты: +51°24'34", +46°4'29" (G|Y|W). На западе Анисовка граничит с посёлком Приволжский, на севере – с посёлком Анисовский, с юга и востока станция окружена сельскохозяйственными полями. Узловая железнодорожная станция Анисовка функционирует в статусе внеклассной сортировочной и связывает три направления: на Саратов, на Урбах и на Покровск.
Мемориал ВОВ
Паровоз-памятник
История
Станция (разъезд) Анисовка Рязано-Уральской железной дороги была основана в 1894 году1. Названа она была по лежащей в четырёх верстах к западу деревне Анисовке (Аниськов хутор). Какого-либо коммерческого значения станция не имела, количество отправлявшихся с неё грузов и пассажиров было ничтожным. При этом станция выполняла важную техническую роль, формируя поезда, шедшие к паромной переправе через Волгу2. Пристанционный посёлок входил в Покровскую волость Новоузенского уезда Самарской губернии, в 1910 году он насчитывал четыре двора с 15 мужчинами и 5 женщинами3.
Водонапорная башня
Сегодня станция Анисовка является внеклассной станцией, обеспечивающей пропуск транзитных грузов и пассажирского вагонопотока, переработку грузовых поездов на сортировочной горке, погрузку и выгрузку грузов для предприятий Энгельса. Как и прежде, Анисовка выполняет роль полигона для испытаний новых технологий и техники. Станция располагает четырьмя парками: тремя приёмо-отправочными и сортировочным. Для грузовых работ имеются контейнерная площадка с фронтом работ 50 вагонов, тяжеловесная площадка с фронтом работ 26 вагонов. На территории расположены эксплуатационное локомотивное депо ТЧэ-9, эксплуатационное вагонное депо ВЧДэ-14, Анисовская дистанция пути ПЧ-18,дистанция электроснабжения ЭЧ-4, моторовагонное депо ТЧм-14, две пассажирские платформы1. В здании вокзала работает музей станции. В пристанционном посёлке работают почта и сбербанк, поликлиника, магазины, средняя общеобразовательная школа №42, два детских сада, столовая. Застроен посёлок как частными, так и многоэтажными домами. Половину населения Анисовки сегодня составляют пенсионеры-железнодорожники, 20% – дети и молодёжь, 30% – трудоспособное население5.
1965г. станция Анисовка Энгельсский район Саратовская обл
Киножурнал Нижнее Поволжье №26, 1965г
Семилетняя школа, впоследствии амбулатория
Пост электрической централизации
Достопримечательности
Главными архитектурными достопримечательностями Анисовки являются старые здания вокзала (W) и водонапорной башни (W). Первое после масштабного ремонта в начале XXI века утратило свой исторический облик, башня же отлично сохранилась и являет собой прекрасный образец типовой железнодорожной застройки рубежа XIX и XX веков.
Памятник "Слава воинам-железнодорожникам"
Другой мемориал Великой Отечественной войны расположен у анисовской школы (W). Его открытие состоялось в мае 1985 года6, на плитах увековечены имена 22 погибших выпускников школы. Установлен памятник силами учащихся5.
Также в 2002 году по инициативе руководства дистанции пути на территории ПЧ-18 был установлен памятный знак "Слава воинам-железнодорожникам" (W), выполненный в виде массивного валуна с памятной надписью6.
И. Козловский, 2015 (последнее изменение: 31.10.2015)
Использование статей энциклопедии разрешено при условии наличия ссылки на первоисточник. saratovregion@rambler.ru (c) Большая Саратовская Энциклопедия, 2010–2017. Источник Ани́совка — крупная узловая железнодорожная станция Приволжской железной дороги, сортировочная станция сетевого значения. Как и все станции линии Покровская Слобода — Уральск Рязано-Уральской железной дороги, станция Анисовка строилась с шириной колеи 1000 мм, и лишь в 1910-е годы была перестроена на стандартную колею — 1520 мм. Во время строительства станция не имела коммерческого значения и служила лишь для передачи вагонов, поступающих с паромной переправы РУЖД на станцию Покровская Слобода (ныне станция Покровск)[2]. Станция Анисовка открыта для всех видов грузовых операций. На станции четыре парка, механизированная сортировочная горка. На станции расположены: крупное моторвагонное депо Анисовка (в парке электропоезда ЭР9Т, ЭД9Т, ЭД9М, ЭД9Э), локомотивное депо Анисовка (в парке электровозы ВЛ80С и ВЛ80Т), Анисовская дистанция пути и другие предприятия железнодорожного транспорта. Конечная платформа пригородных электричек в Уральском направлении(ост. пункт «Электродепо»). Ближайшие станции: направление на Саратов — Нефтяная (ранее ближайшей являлась станция Сазанка, но сейчас она является парком станции Нефтяная), направление на Ершов — Безымянная. На перегоне Анисовка — Нефтяная расположен Саратовский железнодорожный мост через Волгу. К станции примыкает тупиковая ветвь на станцию Покровск (г. Энгельс). Станция входит в Саратовский железнодорожный узел. История[править | править вики-текст]Станция Анисовка основана в 1894 году. Более чем за 100 лет своего существования прошла долгий путь развития от степного разъезда до внеклассной станции, способной обеспечить в полном объёме пропуск транзитного вагонопотока грузового и пассажирского, переработку грузовых поездов на сортировочной горке, погрузку и выгрузку грузов для предприятий города Энгельса. Станция расположена на одном из важнейших направлений, соединяющих Среднюю Азию, Урал, Восточную Сибирь с центром России. Первые 60 лет станции функционировала как участковая и обеспечивала связи южных районов, Урала и Сибири с северными территориями России. Отсутствие моста через Волгу сдерживало пропускную способность прилегающих участков Уральского и Астраханских направлений. Саратовский железнодорожный мост через Волгу был построен в мае 1935 года. Это резко изменило весь характер работы Рязано-Уральской железной дороги, в том числе и станции Анисовка. Мост усилил грузонапряжённость и пропускную способность станции. В годы Великой Отечественной войны перед станцией встали ответственные задачи по перевозке большого количества эвакогрузов и нужд фронта. Её коллектив с поставленными задачами справился полностью. В нечеловеческих, тяжелейших условиях фронтовой зоны, когда в 1943 году вражеские самолёты рвались в железнодорожному мосту, и работать приходилось, соблюдая полную светомаскировку стрелок и сигналов, стрелочники и составительские бригады обеспечивали безопасный пропуск поездов. До 1953 года станция Анисовка входила в состав Покровского отделения как линейное предприятие. С вводом в эксплуатацию сортировочной горки станция в 1953 году приобрела статус хозрасчётной с самостоятельным бухгалтерским балансом. В 1957 году за исключительно короткий срок стрелки приёмоотправочного парка были оборудованы маршрутно-релейной централизацией. Долгое время станция работала в жёсткой специализации путей приёмоотправочного парка по чётному и нечётному у вагонопотоку, так как роспуск производился с горки и скоростного уклона. В 1965 году станция перешла на новую технологию работыс расформированием составов только с горки, что позволило значительно увеличить её перерабатывающую способность и повысить качество работы. В начале 60-х годов станция получает большой объём грузовой работы. В 1960-61 годах вводится в эксплуатацию сортировочная платформа для крытых вагонов, площадка для сортировки контейнеров и тяжеловесных грузов. 1964 году в штат станции Анисовка передаётся штат кондукторского резерва. В это же время образуется Анисовский железнодорожный узел. В 1965 году на станцию переводится из Красного Кута дистанции сигнализации и связи, а из Покровска дистанции пути в 1966 году. Конец 60-х годов характеризуется дальнейшем совершенствованием технологии работы, внедрением передовых опытов станции сети дорог. На станции организуется списывание прибывающих поездов по диктофону, аналогично проверяют отправляющиеся поезда. В 1972 году вводится в эксплуатацию предгорочный парк на 6 путей, с дальнейшим увеличением их до 12, удлиняют все существующие пути парков приёмоотправочных и сортировочного. В 1980 году сдается в эксплуатацию новая сортировочная горка с механизацией первой и второй тормозных позиций. Станция оснащается АСУСС На базе вычислительные машины СМ-2. В 1984 году была построена и задействовано пневмопочта по пересылки документов. В 1986 году все стрелочные переводы на станции были оборудованы электрической централизации. Станцию Анисовка в своё время возглавляли такие инициативные деятельные начальники как Писарев Геннадий Яковлевич, Лихачёв Михаил Петрович, Беднов Василий Николаевич. В настоящее время станции анисовка является структурные единицы саратовского отделения филиала федерального государственного унитарного предприятия Приволжская железная дорога. До 1965 года на станции имелся льдопункт с ручной выколкой льда для экипировки вагон-ледников льдосоляной смесью. Во все времена станция Анисовка была и в настоящее время остаётся своеобразным полигоном, на котором испытывается новая техника и технологии, внедряемые на Приволжской железной дороги и на сети дорог РФ. Источник Ст. Анисовка. Пригородный поезд на Саратов Источник:
http://www.odnoklassniki.ru/profile/528374951310/album/458739035022
Мы считаем, что этот снимок был сделан в 1961 году.Анисовка, школа 42.Мы считаем, что этот снимок был сделан между 1975-1985 годами. Источник:
http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=7340552
Мы считаем, что этот снимок был сделан в 1973 году. |
Назад к списку